I

Когда-то, в конце восьмидесятых, был очень популярен философский мультфильм "Весенняя муха". Может, и не популярен, но застрял в памяти. Помните, муха попала в паутину и отчаянно бьется за жизнь? Запутывается, понятно, все больше и больше. Появляется таракан. Муха молит о помощи. Таракан хватает паутину и тянет... "Сильнее! — вопит муха, — еще сильнее!". "Сильнее нельзя, — отвечает таракан, — порвется".

Эта простенькая ситуация таит в себе гигантский философский потенциал и сравнима по глубине с "пещерными людьми" Платона. Для того, чтобы проникнуться масштабом образа, давайте распределим роли: Муха — Россия; Паутина — имперские цепи — прежде всего ментального характера, но и политические, экономические, социальные; Паук — администрация империи — от Рюриковичей, до путиноидов; Таракан — "оппозиция". Посмотрим теперь ролик сначала. Россия бьется в имперских оковах, стремясь на свободу (предположим здесь, Россия знает, что такое свобода). Но бьется так, чтобы и честь соблюсти, и оковы, не дай бог, не повредить, потому что Паук, хоть и сосет кровь жертвы и вьет новую, все более и более крепкую и изощренную паутину исключительно из ее же крови, заботится о донорше — подкармливает ее, если ситуация позволяет: то кусочек Финляндии подбросит, то Балтийские страны, то Тыву, то "приднестровье", Крым, Южную Осетию... Время от времени Паук августейше спускает Таракану ниточку паутины и позволяет слегка подергать за нее. Иначе бедняга и вовсе захиреет. Однажды, ровно 100 лет и 3 недели назад, вышло недоразумение: Таракан баловался спущенной ему ниточкой паутины и нечаянно-негаданно сбросил полудохлого Паука. Все помнят, какой ужас охватил тогда участников сцены: Паутина рассыпалась, зажравшаяся и дебелая от безделья Муха грохнулась об пол и тут же развалилась на части, Таракану пришлось срочно лепить нового Паука, причем, учитывая допущенные ошибки, не в пример более свирепого и прожорливого, чем все вместе взятые до него.

II

Нафилософствовавшись вволю, обернем взоры к делам нашим грешным.

Акция "Он вам не Димон", прокатившаяся по городам и весям Руси, вызвала буквально бурю восторга на просторах "оппозиционных" медиа: "исключительно важное событие" (А. Пионтковский); впечатлительный, как всегда, Е. Ихлов увидел, что "/.../действительно наступает новый "эон" (инверсионный цикл) отечественной истории, формируется ее следующая цивилизационная "матрица", и — бери больше, кидай дальше! — сравнил сторонников Навального со сторонниками Лютера (следовательно, и самого Алексея с Мартином — вона, как далеко зашло!); в глазах Ю. Самодурова рождалась "/.../ новая массовая гражданская и способная к выходу на улицы политическая оппозиция путинскому режиму"... и т.д., т.п. — по спирали, угол подъема которой численно равен квадрату экзальтации автора. И только иностранные обозреватели, с тревогой и надеждой наблюдающие процессы в России, сохранили хладнокровие и способность к анализу. "Дефицит первопроходцев" Т. Урбанской и "Спустить пар" Е. Матюшенко — на UNIAN.net; "Хто стоїть за протестами в Росії" С. Постоловського и "Навальная имитация" О. Панфилова — на ТSN.uа — лишь некоторые статьи из списка обязательной литературы по теме дискуссии.

Я не рвусь на место за одной из баррикад, я пытаюсь найти логические корни восторгов российских "буревестников", истосковавшихся на 86%-м российском болоте и готовых принять любое исторжение воздуха вечно спящим народом за предвестие всеочищающего тайфуна. Поэтому я хочу задать несколько вопросов, без ответа на которые события прошедших выходных оставляют тягостное впечатление.

Где была "новая массовая гражданская оппозиция" чуть более года назад, после опубликования "Доклада сэра Оуэна"?

Где были протесты, когда вслед за "Докладом..." были обнародованы данные о панамских счетах Ролдугина & Co?

Где застряло возмущение масс после фильма В. Балаяна "Who Is Mr. Putin"?

Почему никто не вышел на улицы после фундаментальных докладов о МН17?

Почему никто не протестовал против геноцида жителей Алеппо?

Почему "оппозиционеры" остались на диванах, когда с трибуны ООН Путина наконец-то назвали военным преступником?

Таких вопросов можно задать сотни — начиная со взорванных домов и "сахарных учений", Второй Чеченской войны и "Курска", через газовую камеру "Норд-Оста", расстрел Политковской, радиоактивную атаку Лондона и заканчивая войнами против Украины, Грузии, Сирии — российская политическая действительность дает повод выходить на улицы по нескольку раз на день. Но вышли вдруг, сейчас... и, по российским масштабам, по пустяку. Почему?

III

Финал того мультика просто замечательный. Вся насекомая возня происходит в раковине. В какой-то момент появляется рука, открывает кран и струя воды смывает паутину, паука, муху и таракана в канализацию.

Ребята, а ведь это же судьба России.

Замена Паука при сохранении Паутины — путь в канализацию Истории.

Ирина Бирна, 29.03.2017

Ирина Бирна

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter