Оказывается, историк из прачечной Мединский профинансировал мультфильм… на песенку "Коричневая пуговка". При этом видеоряд очень неплохо сделан в стиле позднего совка, и дебилы в обсуждении пускают слюни: "какой до-обрый, какой тро-огательный!"

Тот очень характерный подход к "реставрации" и "реконструкции" Совка.
Песня кровожадных и параноидальных лет. А видеоряд на нее сделан как раз в том "добром" стиле, который сознательно противостоял "героике" Великой Эпохи и всячески убегал от нее в "человечность", за что и был любим самим Папой Римским ("самые добрые мультфильмы").

Я узнал "Коричневую пуговку" в пионерском лагере лет в 10-11, и сразу же ощутил ее искусственность и надуманность. Когда мы разучивали ее на берегах реки Пахры, она была вне историко-культурного контекста. Наша Родина, вальяжно боровшаяся за мир, не находилась в кольце врагов, со всех сторон готовых ринуться на нее и уничтожить, и постоянно засылающих шпионов и диверсантов, чтобы поджечь новый курятник в колхозе. Энергия этой мифологии вышла. Пуговки с буквами не по-нашему были наверное и на ком-то из тех, кто учил со мной эту песню. Даже ребенок мог понять и то, что шпион, идя на задание, точно не забудет переодеться в советское. Боевая винтовка, которую подарили детям добрые дяди-пограничники, тоже вводила в ступор. Наверное, в атмосфере 30-х годы белые нитки либо вовсе не замечались, либо воспринимались как законные условности, но в моем детстве именно как белые нитки. А тогда… да, тогда было совсем другое дело. Папа рассказывал, как за его отцом (моим дедушкой) однажды, кажется в 41 году, погнались мальчишки с криками: "шпион, шпион!"

Очевидно дедушка, интеллигентный инженер-еврей в очках, оказался похожим на тот образ вредителя, который создавался фильмами.

Нынешние постмодернистские реконструкторы создают миф, в котором кровавые 30-е не только не противоречат буржуазно-гедонистическим 70-м, но дополняют их. Такой мир, в котором для одних светят кровавые звезды 1937 года, а для других в это же время – сияет безмятежное солнце 1977-го. Патриотические пятиминутки ненависти перемежают непрерывный шопинг. Супермаркеты завалены колбасой по 2-20. Берлин берется каждый май под пивасик.

Одним словом – это постмодеринстский СТАЛИНИЗМ ДЛЯ СРЕДНЕГО КЛАССА. Сталинизм взбесившегося путинского буржуа, которому захотелось величия и героизма. Но ради величия и героизма он вовсе не собирается отказываться от потребления – подобно тому как болельщик ради "спорта" не собирается отказываться от пива и посвящать себя тренировкам.

Павел Шехтман

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены