Такое впечатление, что Минфин и МЭР РФ решили мне подыграть. Сразу же после моей предыдущей публикации "Кощеева смерть", полуофициальный экономический сайт 1prime.ru опубликовал следующее сообщение со ссылкой на газету "Ведомости".

Российский федеральный бюджет в 2016 году, по расчетам Минфина РФ, получит на 1,2 трлн рублей меньше доходов, чем было запланировано законом о бюджете на этот год. Это прямо связано с новой оценкой нефтяных цен (видимо, Urals), исходя из которой рассчитывается текущий бюджет: они составят $41 за баррель против ранее ожидавшихся $50 за баррель. В результате против 2015 года доходы в 2016 году окажутся меньше на 8%, а с учетом среднегодовой инфляции (7,1%, по оценке Министерства экономразвития — МЭР) их спад в реальном выражении превысит 15%. Как ожидает Минфин, рост доходов федерального бюджета начнется только в 2018 году, но медленнее среднегодовой инфляции, что в результате приведет к сокращению этих доходов почти на четверть — 23,6% — в реальном выражении к уровню 2015 года (и на ~10% меньше против реальных доходов 2016 года). Доходы федерального бюджета в отношении к ВВП продолжат сокращаться в 2017-2019 годах. В 2019 году они снизятся до 20-летнего минимума — 13,3% ВВП, следует из проектировок Минфина. Меньше было только в 1999 году — 12,8% ВВП (а в 2006, был достигнут максимум — 25% или более от ВВП). Расчеты на ближайшие три года (2017-2019 гг.) сделаны исходя из базового варианта обновленного прогноза МЭР, в котором цена нефти (видимо, Urals) остается на уровне $40 за баррель на весь период.

То есть ожидается что:

  1. Средние цены на нефть будут оставаться на уровне $40 за баррель в сентябре-декабре 2016 года, и на практике не изменятся в 2017-2019 годах. Большая это сила, современный мировой хай-тек, в частности в сфере энергосбережения! Даже российские чиновники вынуждены это признать.
  2. ВВП России, после значительного снижения в 2014-2016 годах, не будет расти в 2017-2019 годах (для примитивной экономической системы РФ мировая цена на нефть означает ВСЁ), и в лучшем случае — если не произойдет "разрыв непрерывности", то есть крах — останется на мизерном уровне $1300-1350 млрд. А реальная величина федерального бюджета подвергнется дополнительному сжатию.

Я утверждал в предыдущей статье, что в 2017 году жизнь пенсионеров, бюджетников и прочих граждан РФ, за исключением правящей верхушки, будет очень скверной. Оказалось, что ухудшение жизни продолжится и в 2018-2019 гг.

Кстати, в начале сентября вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что федеральные трансферты в Пенсионный фонд России (около 300 млрд рублей в год; прекращенные в 2014-2016 годах) не возобновятся по крайней мере до 2020 года. Вероятно, комментарии тут не нужны (а нужно сквернословие).

Другие "подарки" от правительства населению в виде новых налогов ожидаются после выборов 18 сентября (согласно новым "лекциям" Владислава Жуковского и Александра Сотника на youtube.com). В то же время расходы на военных, полицию, спецслужбы, глупые "суперпроекты", авантюры в Сирии, Украине и т.д. в 2017-2019 годах, по-видимому, сокращены не будут. Население получит оставшиеся крошки.

И как Путин? Он признал мрачное будущее и готовится бороться с последствиями? Конечно же, нет. Вот еще одно короткое сообщение:

Решение лидеров РФ и Саудовской Аравии договориться о совместной работе по стабилизации нефтяного рынка (на саммите в Ханчжоу) вселило оптимизм в нефтяных игроков. Однако это решение может не привести к конечной цели — заморозке добычи нефти ОПЕК — из-за негативной позиции Ирана.

В понедельник, 5 сентября, Путин встретился "с преемником кронпринца" Саудовской Аравии; они решили бороться за "нефть по справедливой цене" — по меньшей мере $50 долларов за баррель. После этого мировые товарные биржи задрожали, и нефть Brent подскочила с ~$45 до $49. На один час. Потом она упала. Во вторник она едва превышала $47. Иран, видите ли, против плана замораживания добычи нефти. Голодные иранцы (после "большого поста" 2012-2015 годов) увеличили добычу нефти до 200 млн тонн в год и намерены увеличить еще до 250 млн тонн. Да и "хай-тек революция" не исчезла и пихает цены вниз. "Lip service" (работа губами) не помогает и не поможет.

А теперь последняя цитата — Лилия Шевцова о "Конце российского самодержавия":

Можно сделать вывод, что российская система себя исчерпала… (Но) она еще сохраняет потенциал выживания за счет мимикрии, манипуляций, обмана, фейковых вызовов, шантажа — короче говоря, за счет развитых политтехнологий. Парадокс: российское самодержавие пытается зацементировать XVI век посредством технологий XXI века — и ему это (все еще) удается… Глядя сейчас на российскую систему, мы можем обнаружить все признаки ее упадка… Она не в состоянии гарантировать нам не только процесс развития — об этом мы уже давно забыли — но и с трудом пытается сохранять статус-кво. Под поверхностью происходят тектонические сдвиги, а на поверхность выскакивают только протуберанцы, как, например, недавний марш кубанских фермеров на Москву и голодовка шахтеров… Можно предположить, что потеря системой ресурса выживания и легитимации в условиях кризиса газонефтяной модели, которая не может ответить на новые вызовы — такие, как ухудшение социально-экономического состояния — означает, что Россия вступает в новый этап, который, несомненно, будет турбулентным. К сожалению, турбулентность России будет влиять и на стабильность государств, находящихся в окружении нее.

Александр Немец

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter