Комментарий к докладу Константина Затулина

Устами директора Института стран СНГ озвучены ложные представления российской элиты о современном миропорядке. В своем развитии они застряли в первой половине прошлого века. Развитые страны давно уже научились разрешать взаимные противоречия без применения силы.


В своей работе Затулин постоянно обращается к неверным предпосылкам.

"Новое, ближнее для России зарубежье — не просто сфера ее влияния, это арена борьбы за выживание и консолидацию России на основе многовекового опыта такой консолидации."

"Российская Федерация не может, не способна сосредоточиться в границах, определенных ей в удел, после жестокого поражения в мирное послевоенное время."

"Если процесс интеграции с Беларусью не пройдет кульминационной точки, откуда уже нет возврата к исходному, формально независимому друг от друга состоянию Россия будет обречена на разбитое корыто нынешней федерации."

Затулин мыслит критериями реваншизма, называя трансформацию СССР "жестоким поражением", Российскую Федерацию "разбитым корытом" и о новой "консолидации" как о критерии "выживания".

Путин говорил об этих процессах не менее эмоционально, как о "крупнейшей геополитической катастрофе". Причем, он говорил от имени всех русских и русскоязычных, что подразумевало возможность и необходимость "спасать" русских от "катастрофы" за пределами РФ.


Критерий "выживания", снимает любые ограничения на используемые методы "консолидации". Затулин легко использует такие построения.

"Только активные действия (вплоть до дестабилизации внутриполитической ситуации в регионах, где особенно активизировались антиинтеграционистские силы) способны предотвратить процесс медленного, но неотвратимого, при нынешней политике российских властей, ухода этих государств от России."

"Смена приоритетов даст России повод ревизовать всю существующую систему договоренностей по территориальному размежеванию республик после распада СССР, игнорировать применительно к ним принцип территориальной целостности и поставить вопрос о переделе этого пространства на основе права нации на самоопределение."

""Без Украины Россия не империя", — слова наиболее емко и точно отражают значение Украины для судьбы любой попытки интеграции на постсоветском пространстве. Если Россия будет пытаться превратить СНГ в действительное и дееспособное Содружество, нам не миновать рано или поздно пройти через испытание в отношениях с Украиной. Испытание Украиной неизбежно и это также верно, как то, что любой путь объединения Германии — в прошлом ли, в этом веке, — всегда лежал через Австрию."

"Правительству Российской Федерации необходимо не затягивать, а форсировать установление реальной границы с Украиной, предварив эту работу заявлением о выделении проблемы Крыма и Севастополя в отдельное рассмотрение). Мы не исключаем и других шагов: отказа Украине в прямых и косвенных кредитах; требования ускоренного погашения украинского долга; перевода всех бартерных операций с Украиной на денежную основу; жестких ограничений демпинга украинской рабочей силы в Россию; установления режима неблагоприятствования Украине в использовании российской инфраструктуры для осуществления внешнеэкономических связей с другими странами СНГ; постепенного установления экономической блокады Украины. В конечном счете, следует понимать, что хотя распад Украины — проблемный для России вариант, но лучше способствовать ему, чем терпеть постоянный вызов Украины и эрозию наших усилий в ближнем зарубежье (многих сегодняшних проблем могло бы не быть, если бы в свое время Россия помогла выделению Западной Украины в самостоятельное государственное образование). Во всяком случае, федеративное устройство Украины – единственная прочная, вневременная гарантия ее подлинной дружбы, сотрудничества и партнерства с федеративной Россией."

"России придется активно способствовать ослаблению позиции антироссийски настроенных сил в Азербайджане и Грузии и одновременно демонстративно усилить свое экономическое и военно-политическое присутствие в Армении. Снятие блокады с Абхазии, а затем меры по ее экономическому возрождению позволят объединить весь невайнахский Северный Кавказ вокруг целей российской политики, за счет Грузии, содействовать укреплению связей между Северной и Южной Осетией, стимулировать сепаратистские тенденции в Аджарии. Помимо этого возможно дать понять Армении, что в случае продолжения Грузией антироссийской линии, Армения сможет де факто присоединить Ахалкалакский и Ахалцихинский районы к Армении, пробить в дальнейшем коридор, обеспечивающий прямые комуникации Армении с Россией. Угроза столь серьезной дестабилизации Грузии, подкрепленная демонстрацией решимости России идти до конца по этому пути, стала бы серьезным отрезвляющим фактором для нынешнего грузинского руководства."

"Что касается противодействия усилиям Азербайджана, то следует и здесь более эффективно использовать имеющиеся у Москвы ресурсы. Во-первых, нужно поддерживать военное превосходство армянской армии над азербайджанской. Во-вторых, стимулировать процесс объединения разделенного лезгинского народа, что сразу же создаст новую ситуацию на севере Азербайджана и в Дагестане. Подтолкнуть федерализацию Азербайджана. И, наконец, актуализировать проблему Талышской автономии. Все эти факторы в совокупности должны быть направлены на создание такой ситуации, при которой риск капиталовложений в добычу и транспортировку нефти был бы нестерпимо высоким."

"Подводя итоги, можно констатировать, что в настоящее время только перспектива дестабилизации в Грузии и Азербайджане в состоянии предотвратить консолидацию государственной власти в этих республиках на антироссийской основе. Только тогда можно заблокировать приход больших денег в регион. И только в этом случае можно предотвратить окончательное вытеснение России из Закавказья и нарушение сложившегося равновесия в этой части земного шара."


Затулин осознает, что последует за его вариантом "консолидации" постсоветского пространства.

"Мы уверены, однако, что международное сообщество сделает все, чтобы не развязать в этом вопросе руки России. Скорее всего, России придется консолидировать власть на территории РФ, реализуя стратегический курс в отношении СНГ на тех принципиальных основах, которые рассматриваются в данном докладе. Мы осознаем, что на сегодняшний день в России отсутствует дееспособный субъект власти, однако как общее концептуальное видение, которое мы предлагаем, так и конкретные стратегии по отношению к Украине, Белоруссии, Казахстану, Средней Азии, Закавказью, будут востребованы сразу же, как только в нашей стране закончится период хаоса и ожесточенной борьбы кланов во властных структурах и появится, наконец, консолидированная власть и державная воля."

Путин, после прихода к власти, "закончил хаос и борьбу кланов", и продемонстрировал "державную волю". Все это было проделано с полным пренебрежением к мнению международного сообщества и русскоязычного населения "консолидируемых" территорий. Более того, русские погибали только там, куда добрались "консолидаторы".


К великому сожалению, российская политическая элита пока еще не способна понять, что основой притяжения ЕС и НАТО для постсоветских стран является тот факт, что члены западных экономических и оборонных союзов ни разу не воевали друг с другом и ни разу не подверглись нападению извне. Высокий уровень жизни и степень гражданских свобод на Западе лишь довершают эту картину.

Как только Россия начнет ассоциироваться для населения соседних стран со стабильностью и процветанием, она станет региональным центром притяжения. Покуда Кремль будет генерировать вокруг себя ложь, горе и хаос, Россия будет оставаться маргинальным центром бегства для близлежащих государств. Никакие кнут и пряник не остановят этот процесс.

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены