Кажется, мы начали смахивать на барабанную палочку. Милитаризация экономики.
Конечно, никто не спорит – нужно выше, дальше, больше. Враг пусть дрогнет, а земля пусть стоит и колосится.
Но хочется на новом теплоходе, пахнущем не старым виниловым ковром и мрачными кайфовыми ночами, а чистыми красками Гогена, пройти до Астрахани, почти что пролететь по сумасшедшей – до небес - Волге.

Что пишут об "Объединенной судостроительной корпорации"? В 2015г. 90% доходов – от военного судостроения. Гражданских судов все меньше, военных все больше (примерно 50 на 50). Стоимость гражданских судов упала в 2015 г. в 6 раз (Ведомости, 19.10.2015).

Что пишет сама "Объединенная судостроительная корпорация"?
Она – 80% судостроительных проектов России, 96% рынка военного судостроения. Противоминные корабли, подводные лодки, фрегаты и корветы, ракетные катера.
Она же - 4% российского рынка гражданского судостроения (76% этого рынка – Южная Корея, 8% - Китай).
Вот что ОСК пишет в своем годовом отчете за 2014 г. (с. 51). В России более 20 речных судоходств и компаний. Речной флот – более 23 тысяч судов (2012). Большей частью они построены в 1970 – 1980-х гг. Их средний возраст - 30 – 40 лет. По экспертным оценкам, к 2020 г. 80% судов должно быть выведено из эксплуатации. У их владельцев – дефицит средств.
Между тем, множество этих судов были сделаны еще раньше. В 1950 – 1960-е гг.

Итак, много военного, мало гражданского, и ничтожно мало – родного, речного, пассажирского.
Все это значит, что до морковкиного заговенья кататься нам до Астрахани на том, что гудит, дымит и режет волну десятки лет.

Еще раз – никто не против того, что стального, волнующего нас цвета. Против тех стремительных созданий, которые точно поражают, испуская и шипя.

Но – ведь еще и должно быть что-то новенькое, режущее воды, где расцветают гражданские зонты, где девушки свешиваются за борт и болтают от счастья.

Военная экономика не может подменять собой гражданскую.
Гражданская экономика не должна вытесняться в импорт.
Или просто быть старьем.

А между тем.
Гражданские суда на подводных крыльях (они экспортировались в десятки стран мира) в России больше не выпускаются.
Ну нет их.
Недостроены и разобраны.
А что есть?
"Российская газета" от 7 июля 2013 г. Заголовок "В России создадут уникальное "крылатое" судно". Завод "Вымпел", Рыбинск. Новость – 23 августа 2013 г. в присутствии министра транспорта РФ торжественная церемония закладки "Кометы 120M".
Следующая новость. Почти через 2 года. Новость последняя. Завод "Вымпел". 20 марта 2015 г. "Завершен важный этап строительства судна на подводных крыльях "Комета 120М"
(http://www.vympel-rybinsk.ru/kometa-120m-proekt-23160.html)
Это судно – на 120 человек. Не ракетоносец. "Завершен важный этап".

Новость 2012 г. "Впервые за 20 лет в России был построен отечественный речной теплоход" (http://newsland.com/news/detail/id/955645/). "На судне 40 мест со всеми удобствами и ресторан".
Впервые.
Еще один "единичный экземпляр" – "Астраханец" - в сентябре 2014 г. (http://portnews.ru/news/187234/). Построен Московским судостроительным и судоремонтным заводом.
Это предприятие предлагает строить новые прогулочные суда (класса "Москвич") и много другое. Последняя годовая отчетность – за 2012 г. Последняя квартальная отчетность – за 2011 г. Четверть пакета принадлежит "Объединенной судостроительной корпорации".
В апреле 2014 г. заложен "круизный пароход", "второй заказ в новейшей истории России".
Второй заказ в новейшей истории России.
Впечатляет.
Статья директора в журнале "Корабел", апрель 2014 г. Заголовок "Проблемы отечественного пассажирского флота. Вопросы все те же – "Кто виноват" и "Что делать".
http://mssz.ru/images/stories/about/smi/korabel0414.pdf
А вот и свежие новости.
Сентябрь 2015 г. Компания "Эрнст энд Янг" выигрывает конкурс "по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, находящихся в собственности ОАО "Московский судостроительный и судоремонтный завод" (http://mssz.ru/about/news/1504-itogi.html)
Боюсь даже предположить – зачем.
А, может быть, что-то обычное. Реструктуризация.
На этом история заканчивается. Неизвестность.
Нет речного пассажирского судостроения.
Единичные экземпляры.
Нет знаменитого раньше гражданского судостроения на подводных крыльях.
Недостроенный экземпляр.

Тогда еще раз.
Военная экономика не должна подменять экономику гражданскую.
Она не должна подминать ее, даже развиваясь по полной катушке.
Всё в России должно быть предназначено для того, чтобы "он, ты, она, мы" плавали на новых – самых современных – судах собственного производства.
И летали на них.
Потеряв гражданское производство, худо-бедно поддерживающееся в СССР, мы получим нечеловеческую экономику, с уровнем милитаризации выше, чем это было в 1980-е годы.
В ней будет очень тяжело дышать.

Источники: Ведомости, ОСК (сайт http://www.oaoosk.ru/about.html), МССЗ (mssz.ru), годовой отчет ОСК за 2014 г.

Яков Миркин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены