Евгения Хасис. Фото: "ЖЖ"
  • 25-06-2015 (19:05)

Не Бонни и Клайд

Евгения Хасис: "Горячеву не за мои слова грозит срок, а за то, что он убийца"

update: 26-06-2015 (16:04)

В Мосгорсуде по делу предполагаемого лидера БОРН ("Боевая организация русских националистов") Ильи Горячева выступила Евгения Хасис, осужденная на 18 лет лишения свободы за соучастие в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Она, в отличие от своего гражданского супруга Никиты Тихонова, давала показания эмоционально, резко, назвала подсудимого убийцей и заявила, "если бы не он, то всех этих убийств не было". Порой Хасис специально пыталась задеть подсудимого своими колкими высказываниями, но не переставала улыбаться и кокетничать с адвокатами. 

В зал еще не успели зайти присяжные, а за трибуной уже стояла свидетельница, рядом с ней конвоир, которая была прикована к ней наручниками. Хасис пыталась поправить рукой свои волосы, но ей это было трудно сделать. Адвокат Николай Полозов попросил судью, чтобы с Хасис сняли наручники.

— Ранее был допрошен ее гражданский супруг Тихонов, он был без наручников, спокойно мог передвигаться по залу, прокурор давала ему в руки оружие держать (во время осмотра вещественных доказательств — прим. Каспаров.Ru), он мог напасть на судью, — недоумевал защитник.

— Это не в моей компетенции, — ответил судья Павел Мелехин.

По теме
Смотрите также
НОВОСТИ

После этого он поинтересовался у свидетельницы, не возражает ли она, чтобы на открытом заседании огласили материалы прослушки, ее личные переговоры с Тихоновым.

"Если это нужно, чтобы прояснить дело, то я не против. У меня единственная просьба — убрать из записи какие-то личные моменты", — попросила Хасис.

В зал зашли присяжные. Первый вопрос адвокатов касался того, знакома ли свидетельница с подсудимым. Но ответ явно не понравился защите.

"Мы знакомы с ним. Кроме прочего, он мне известен как лидер БОРН, который совершил ряд убийств на территории РФ", — заявила Хасис.

Она начала свой рассказ о том, как первый раз в 2008 году познакомилась с Горячевым. В то время ее муж скрывался в Украине и попросил передать подарок подсудимому — плакат с изображением главнокомандующего Украинской повстанческой армией Романа Шухевича — правой руки Степана Бандеры, так назвала его Хасис.

"Мне пояснил Никита, что Илья будет рад этому подарку. Мне тогда этот подарок показался не страшным, а странным", — отметила она.

Затем Хасис вернулась к моменту, когда в начале 2000-х познакомилась с Тихоновым. По ее словам, Никита был хулиган, а Илья — "интеллектуальный, библиотечный мальчик". Тихонову не хватало людей именно из интеллектуального круга и на этой общей почве они сошлись, считает Хасис.

— Я прошу это остановить! — прервал свидетельницу адвокат Марк Фейгин. — Я задал другой вопрос. Евгения Данииловна, откуда вы знаете, что подсудимый является лидером БОРН?

— Мне об этом известно из многих источников. Он мне сам об этом говорил, и мы с ним это обсуждали. Также мне говорил гражданский супруг.

— Тихонов говорит, что он вам такого не говорил.

— Он пытается меня выгородить, — добавила Хасис.

На вопрос, кто входил в БОРН, свидетельница ответила, что Горячев был организатором, Тихонов — исполнителем. Про других участников банды ей точно не известно. Хотя позднее она назвала некоторые персоналии. В частности, в этот список вошли ранее осужденные за участие в БОРН Михаил Волков, Вячеслав Исаев, Максим Баклагин и Юрий Тихомиров. Также она назвала Алексея Коршунова и Александра Паринова.

Они не были знакомы с Горячевым, уверена Хасис.

Подсудимый был ключевой фигурой этого замысла. Именно поэтому своей безопасности и конспирации он уделял особое внимание. Горячев контактировал только с Тихоновым и ни с кем больше — это было условием подсудимого.

— Вы входили в БОРН? — спросили адвокаты.

— Я считаю, что была супругой Никиты, — последовал ответ Хасис.

— Как Бонни и Клайд? — ерничал Фейгин.

— Не как Бонни и Клайд. Таким сравнением вы меня оскорбляете, Марк Захарович!

Она добавила, что была очевидцем разговора Тихонова и Горячева, когда они обсуждали подготовку к преступлениям.

— Я не могу по прошествии семи с лишним лет процитировать сообщения. Но мы должны понимать, что в совокупности сказанное представляло для меня очевидный факт, что речь идет о планировании и обсуждении убийств.

— Вы должны назвать слова, которыми они пользовались, из которых вы сделали такой вывод, — парировал Фейгин.

— Давайте мы посмотрим эту переписку, и, исходя из нее, я скажу, почему я так решила, — предложила свидетельница.

— Нет, давайте уж процитируйте. Нашему подзащитному грозит срок за ваши слова.

— Вашему подзащитному не за мои слова грозит срок, а за то, что он убийца.

Согласно показаниям Хасис, в то время как БОРН начинал зарождаться, она сотрудничала с "Русским образом" Горячева, тогда же она работала в правозащитном центре "Русский вердикт". Основная активность группировки началась в 2008 году, когда Тихонов вернулся из Украины. Он начал активно заниматься поиском оружия, в это же время Горячев предоставил ему базы данных на антифашистов, которые впоследствии были убиты.

В 2009 году на одной из встреч на Старой площади Горячев подробно рассказал Хасис о его роли в БОРН, о том, что он является лидером и лично принимает решения, "кто должен быть убит".

В том же году Хасис арестуют по обвинению в убийстве Маркелова и Бабуровой. Она откажется от дачи показаний. Как объясняет Хасис, она это делала умышленно, чтобы выгородить Тихонова, и верила, что БОРН — это некий революционный путь.

— Потом я поняла, насколько Илья Витальевич был лжив и циничен. Он исходил только из своих личных амбиций и убеждений, доходя до простой наживы. Позднее я поняла, что продолжать молчать — это была бы высшая мера скотства.

— Вы мстите Горячеву? Вы же его ненавидите? — возмутился Фейгин.

— О чем вы? — переспросила Хасис.

— Кто совершал убийства?

— Убивала пуля, убивал нож, — добавила свидетельница и попросила не перебивать ее. — У меня нет никакой неприязни к Илье Витальевичу. За то, что он совершал убийства, отдавал приказы убивать людей и обманывал моего гражданского супруга. За это не мстят, за это несут ответственность. <…>

Я это утверждаю сегодня и впредь, если бы не он [Горячев], люди были бы живы.

Подсудимый не выдержал, попросил адвокатов, чтобы ему дали возможность задать вопросы. Первый раз за весь процесс было явно видно, что Горячев стал нервничать.

— Вы сказали, что я отдавал приказы убивать, исходя из своих личных амбиций и интересов. Что за амбиции такие? — спросил Горячев.

— Это амбиции политические. Дело в том, что, создав "Русский образ"…

— Мы не на митинге, я не слышу никакой конкретики, — перебил Горячев.

— Давайте я скажу то, что хочу, а не то, что вам нужно. Почему, Илья Витальевич, вы постоянно стараетесь манипулировать людьми?

Вы не судья, вы подсудимый! — разозлилась Хасис.

Она продолжила. По ее словам, Горячев хотел создать и создал вокруг журнала "Русский образ" националистическую организацию. С 2008 по 2009 год он набирал сторонников, открывал региональные отделения. Но ему показалось этого мало, он захотел пойти в большую политику. "Однако он не учел, что мы живем в стране, которая победила фашизм, наше общество привито от национализма", — дополнила свидетель.

По ее мнению, Горячев знал, что в России непросто будет создать партию националистического толка, и тогда он решил сделать боевое крыло, которое будет совершать политические убийства и держать в страхе власть, но при этом БОРН должен был получить поддержку от народа. Так, после совершения убийств участники банды отправляли в СМИ пресс-релизы, чтобы объяснить свои преступления и таким образом оправдать себя перед обществом.

Хасис считает, что Горячев специально ввел в заблуждение Тихонова и говорил ему, что "имеет вес и стоит на одной ступени с людьми, которые принимают решения" и что к его мнению прислушиваются.

— Сейчас мы знаем, что он лгал. Он сам иногда верил, что он влиятельный. У него как раз в скайпе был ник "Енотов" по аналогии с фамилией Сурков — сурок, — сказала Хасис.

— Сколько Горячеву нужно было убить, чтобы стать, к примеру, депутатом Госдумы? — спросил Полозов.

— Он вводил в заблуждение и Тихонова, и администрацию президента (АП). Он убеждал Тихонова, чем громче прозвучат преступления БОРН, тем активнее он сможет оказывать влияние на АП.

Свидетельница уверена, что Горячев планировал совершить революцию, чтобы в стране начался беспредел. И тогда он смог бы активно действовать и заглушить этот беспорядок посредством БОРН.

— Ты манипулировал моим любимым мужем. Нам рассказывал о том, что у тебя есть связи в АП и эти связи якобы мог подмять под себя, говорил, что от тебя зависит, будет ли гражданская война в России или нет!

— Почему Тихонов доверял Горячеву? — спросил Фейгин.

— Никита Александрович был близким другом Ильи. Он ему по-человечески верил и не думал, что его друг сможет манипулировать и врать.

На этом судья сделал перерыв, после которого планировалось продолжить допрос Хасис. Но после часового ожидания председательствующий внезапно отложил допрос на 30 июня.

Андрей Карев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 06-12-2022 (11:33)

Вторжение России в Украину: главное за 6 декабря