"Не делайте из еды культа"
(Золотой теленок, гл. 6)

Результаты поста, написанного пару недель назад, оказались, прямо скажем, неожиданными. Читая дискуссию, развернувшуюся по его поводу, я диву давалась, сколько эмоций может вызвать икра черная-красная и прочие элементы программы окучивания американской аудитории, применяемые профессиональными тружениками этой необъятной нивы. Или фотографии накрытых столов так сильно действуют?! Хотя, дело явно не только в этом. Почему-то сама идея существования сети российских агентов влияния в США была встречена некоторыми читателями с таким картинным изумлением, словно я была первым человеком, которому могла прийти в голову подобная мысль. Ну, что же, придется вернуться к этой теме еще раз. И, возможно, даже не один.

Сразу предупреждаю: про еду больше не будет ни слова. И картинок еды не будет тоже: во избежание. Как ни соблазнительно кому-то было бы продолжить дебаты о том, что едят и чего не едят представители американских интеллектуальных и политических элит, дискуссия эта при всем ее эмоциональном потенциале, совершенно бессмысленна. Не только потому, что вкусы американцев разнообразны и легко включают в себя как спаржу с миндалем, так и балык с Эйзенштейном, но и потому, что все подобные посиделки под культурными соусами – это лишь самая верхушка айсберга. Верхушка, конечно, очень заметная: собственно, для того она и существует, чтобы быть заметной, привлекательной, развлекательной и по возможности создавать иллюзию, что остального айсберга вообще не существует.

Надо  признать, что этот отвлекающе-развлекающий маневр иногда удается, а иногда – не очень. За без малого сто лет деятельности советско-российских спецслужб на Западе айсберг агентов влияния достиг такого размера, что вряд ли кто всерьез может надеяться его полностью скрыть от внимания публики.  Ну, и не на спинах чудо-юдо-рыбы-осетра держится на плаву такой Эверест.  Хотя... Цены на осетровую икру, скажем, во всемирно известной фирме Petrossian с легендарным магазином на Манхеттене, начинаются примерно со 100 долларов и доходят до 400 долларов (за унцию, т.е. 30 г.), и фирма эта продолжает процветать уже почти сто лет. Это - так, реплика в сторону, к вопросу о вкусах американских элит, и о том сколько может стоить банкет на высшем уровне. Канапе с такой икрой и президенту не стыдно предложить, если что.

Кстати, о президентах и верхушках айсбергов, раз уж к слову пришлось. Совсем недавно неприятность на почве "культурных контактов" случилась, например, с семейством Клинтонов. Всплыли сомнительные знакомства в России, возникли серьезные вопросы по поводу источников финансирования. Как пишет один из влиятельнейших америкатских журналов, The New Yorker, "За свое выступление в Москве Билл Клинтон получил гонорар в полмиллиона долларов, который был ему выплачен российским инвестиционным банком, тесно связанным с Кремлем. /.../ Это произошло в июне 2010 г., в том же месяце, когда была заключена сделка, которую настойчиво продвигал данный банк и которая сулила ему крупнейшую выгоду: Росатом получил мажоритарные права в фирме "Uranium One". Почему Билл Клинтон принимал деньги от банка, связанного с Кремлем, в то время, как его супруга была Госсекретарем США? Это – отдельная история..." (перевод мой – Е.П.)

Тут мы, разумеется, заглядываем на самый что ни на есть агентурный Олимп, где банкеты переходят уже на уранический уровень, во всех смыслах этого слова. Как ни велики объемы российской торговли нефтью или газом, и как ни привлекательны урановые разработки, эти источники благ земных зарезервированы исключительно для избранных. Это, как сейчас принято говорить в России – эксклюзив.

Большинству же российских агентов, особенно агентам штатным, приходится жить более скромно. Ну, кто предложит полумиллионный гонорар за лекцию какой-нибудь даме, приехавшей в Штаты из Йошкар-Олы, Чебоксар или Иванова? То-то и оно, что никто. А существовать агентам средней и мелкой руки как-то нужно? Объяснять, в чем источних их дохода как-то приходится? Естественно, нужно, и, естественно, приходится. Следовательно, проблема убедительной "легенды", учитывающей массу разных нюансов и привходящих факторов, становится весьма актуальной.

Проблема эта, конечно,  далеко не нова. Она решалась советскими спецслужбами на протяжении всей истории их существования. Финансовое обеспечение агентурной сети было, в частности, одной из задач "кгбшных банков", стратегически разбросанных по всему миру. Одним из них, кстати, был и пресловутый "Евробанк", на спасение которого в 1992 г., в разгар кризиса, Е.Гайдар выделил 1 миллиард долларов, причем даже не из имевшихся в бюджете средств, а из полученных кредитов. Это – тоже своего рода реплика в сторону, демонстрирующая преемственность  и стабильность приоритетов в спецслужбистской системе СССР/России. Да, сюжет российских спецслужб настолько богат разветвлениями, что строго придерживаться  одной темы бывает очень сложно.

Тем не менее, попробуем вернуться именно к ней: а именно – к проблемам "вживания и выживания" агентов российских спецслужб за рубежом. Проблемы эти не ограничивались исключительно финансовым обеспечением: "конторский" бюджет необходимо было каким-то образом отмыть, прежде, чем агент мог предъявить его в качестве своего дохода и, возможно, даже заплатить с него положенные по законодательству налоги. Впрочем, налоги – это отдельная история, не будем пока отвлекаться на мелочи. Итак, спецслужбистским агентам нужна убедительная "легенда", которая позволила бы им свободно распоряжаться своим временем, путешествовать (в пределах данной страны и/или за ее пределами), не вызывая подозрений и, наконец, чтобы доход, якобы получаемый по "легенде" был достаточно солидным не только для существования самого агента, но и – если потребуется – отмывания и перераспределения гораздо более крупных сумм.

Если взглянуть на требования, предъявляемые к "легенде", становится понятно, что регулярная работа "с 9ти до 5ти" на глазах у коллег и начальства, с необходимостью отчитываться по итогам рабочих заданий и тому подобными утомительными условиями, как правило (за редким исключением) отпадает. Профессорская должность в этом смысле подходит значительно больше, но тут тоже есть проблемы: во-первых, агентов, способных работать на таком уровне, немного, а, во-вторых, академическая деятельность, как ни крути, тоже требует значительных затрат времени и усилий на то, что, никак с интересами "конторы" не связано. Такие агенты могут быть ценными, но это по определению - единицы, не говоря уж о том, что "отмывание" крупных сумм при их помощи достаточно затруднительно.

На протяжении советского периода настоящим "Полем Чудес" для финансовых операций КГБ на Западе было издательское дело. Вот уж где можно было зарывать деньги тоннами и выкапывать их уже совершенно "чистыми"! Массовые публикации переводов книг Ленина/Брежнева плюс (в умеренных количествах) – советской классики и толстоевского, разумеется, не окупались, но создавали прекрасные возможности для содержания обширного штата работников, устройства выставок и других культурных мероприятий (привет, фуршет!), свободного перемещения людей и больших объемов грузов (в том числе и книг, разумеется), а также для креативной бухгалтерии, позволявшей отмывать "конторские" деньги по мере необходимости и легко и непринужденно их распределять. В 90е годы это эльдорадо постепенно сузилось до крошечного пятачка, на котором еще топчутся отдельные мелкие кустари-одиночки книгоиздательства, в-основном - вышедшие в тираж (пардон за каламбур) конторские агенты, для которых это занятие стало чем-то вроде ухода "в запас". Ну, и какие-то связи у них, конечно, еще остаются. В конце-то концов "мастерство не пропьешь"(с), и для каких-то целей они тоже вполне могут быть использованы, но в целом концепция оказалась отработанной.

И вот тут на первый план вышла финансовая схема "торговли недвижимостью". Я слегка коснулась этой темы в предыдущем посте, говоря об источнике финансирования "Русской инициативы" в Вашингтоне. Реакция, надо сказать, превзошла все мои ожидания: когда я через день-другой решила продолжить исследования в этом направлении и поизучать несколько страничек известных мне русскоязычных агентов по торговле недвижимостью, выяснилось, что одна из этих, так сказать, агентесс (или надо уже писать "агентов"?!) ликвидировала свой "профессиональный профиль" на следующий день после моей публикации и внесла еще кое-какие изменения в свои публичные аккаунты. Может, замуж успела выйти за эти два дня? Бросила работу, поменяла фамилию и начала новую жизнь под крылышком любящего (и, возможно, богатого) супруга?.. Нет, это, конечно, несерьезно. Это – курьезное совпадение, не более того. Хотя... У советских диссидентов была такая поговорка: "Один раз – случайность, два раза – совпадение, три раза – КГБ"(с)...

Впрочем, вернемся к нашим баранам, то бишь, к агентам (точнее, "агентам") по торговле недвижимостью. Ну, кто не слышал про Анну Чапман?! Так вот, она, можно сказать, являет собой практически идеальный собирательный образ нынешнего российского агента спецслужб. Женщина, умеющая привлекать к себе внимание или быть не слишком заметной. Производящая впечатление – в зависимости от обстоятельств – образованной или совершенно недалекой. Опять же – по требованию – знающая английский вполне прилично или практически не знающая его вообще. А главное – потрясающие возможности, которые открывает сфера торговли недвижимостью!

Товар в данном бизнесе не протухает и не требует никаких особых хлопот: стоит себе на месте и по большей части растет в стоимости с течением времени. Последние годы, конечно, были с этой точки зрения довольно проблемными, поскольку лопнул "ипотечный пузырь", и стоимость недвижимости в США довольно серьезно упала. Но кого это волнует? Только реальных риэлтеров (еще раз пардон за каламбур)! Только тех, кто действительно зарабатывает себе на жизнь посредническими услугами в купле-продаже домов! Вот им действительно приходится крутиться изо всех сил, набирать как можно больше перспективных клиентов, ездить с ними, осматривать по нескольку домов на дню, возвращаться, обсуждать условия, уговаривать, торговаться... Словом, много работать приходится для того, чтобы заработать на жизнь. Все это видно как на ладони, если зайти на сайт любого настоящего риэлтерского агентства. Там – в зависимости от размера компании – будет представлено несколько агентов, у каждого – подробная страничка с фотографией, описанием опыта работы, образования, района специализации, с примерами уже проданных домов, и, разумеется – портфолио той недвижимости, которая предлагается потенциальным клиентам в данный момент.

Если же открыть сайт "конторской фирмы-прачечной", то картина будет совершенно другой. Прежде всего – если кого случайно действительно интересует покупка недвижимости – приняты все меры, чтобы какой-нибудь клиент "с улицы" случайно вдруг не позвонил или, Боже упаси, не решил что-нибудь посмотреть. Несмотря на внушительное название (что-нибудь типа Cosmopolitan, Continental или International), "ассортимент", предлагаемый на сайте – минимален. На двух-трех "агентов" (из которых один, как правило, откровенно "неактивен", т.е. вообще не имеет никакого портфолио, никакой истории продаж и никакой информации, из коей следовало бы, что он/она имеет отношение к торговле недвижимостью) приходится три-четыре "объекта", при этом еще и разбросанных на местности таким образом, чтобы потенциальный покупатель (который, как правило, присматривает что-то в совершенно определенном районе) сразу понял, что тут, пожалуй, ловить нечего. Ну, и вишенка на торте – имена и, так сказать, фотографии (то есть, конечно "имена и фотографии") этих самых "агентов по торговле недвижимостью". Слышали когда-нибудь о "чекистском юморе"? Вот в этой, сравнительно безопасной сфере, где никто, казалось бы, никогда ни о чем не догадается, для такого рода юмора - самое место. Эдакие "шутки для своих": например, в качестве фото одного из "агентов" предлагается изображение милицейской красавицы Оксаны Федоровой, а в качестве имени того же агента – имя чекистской "наседки", работавшей в женских тюрьмах в 30е годы. Ну не повод ли это для понимающих улыбок между коллегами? Или совершенно откровенный фоторобот в качестве "фотографии" другого "агента" в сочетании с фамилией одного из известнейших нью-йоркских риэлтеров, владелицы крупного агентства с десятками служащих? Тоже вполне в чекистском духе, да и некий флер убедительности "легенде" придает.

Чем занимаются эти дамы и господа? Ну-у-у-у... Я же не Джон ЛеКарре, в конце-то концов. Это он на основе реальных историй и фактов писал захватывающие дух истории. Правда, чем дальше – тем более мрачные. Я пока на художественную прозу не замахиваюсь, а потому процитирую по-простому из Вики то, что известно по поводу все той же Анны Чапман. Ей, как утверждается, вменялось в обязанности следующее: "Вы были посланы в США с долгосрочным заданием. Полученное вами образование, ваши банковские счета, автомобили, дома и проч.— всё это должно служить одной цели: выполнению вами основного задания по поиску и развитию связей с кругами, принимающими решения в политике США, и отсылке отчётов об этом в Центр”(с). Думаю, в общих чертах это применимо ко всем кадровым агентам российских спецслужб, работающим на Западе. Плюс, с обострением информационной войны, они стали гораздо более активны в соц. сетях (на языке страны пребывания или на русском, в расчете на широкую русскоязычную аудиторию). Тут, разумеется, есть своя специализация, и далеко не для всех из них деятельность в блогосфере является основной, но некоторые интересные тенденции можно отметить. Эта тема, возможно, заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку уж больно любопытен сам феномен, но сейчас я ее все-таки обозначу: "Осанна Обаме".

Ну не любопытно ли наткнуться на сахаринно-сиропные славословия нынешней американской администрации в русскоязычном блоге, в то время, как, во-первых, большинство американцев (даже голосовавших в свое время за Обаму) уже отчаялись найти приличные слова для описания его деятельности, а, во-вторых, официальные российские СМИ продолжают (или уже не продолжают, и я что-то упустила?) клеймить США за их агрессивные намерения и за империалистические замашки? Откуда такая пылкая любовь к нынешнему Президенту США, смутно напоминающая по стилю незабвенные восторги в адрес "Гениального Секретаря"? Что за чертовщина?
Уж не связано ли это каким-то образом с тихой подготовкой общественного мнения (в данном случае – русскоязычной публики США) к той самой Большой Сделке, по поводу которой возник спор между двумя уважаемыми экспертами? Мелодия "все хорошо, прекрасная маркиза"(с) как нельзя лучше подходит для подобных пируэтов, хотя тех, кто реально знаком с ситуацией в США и с политикой нынешней администрации, это не может не раздражать, как раздражает жужжание мухи на оконном стекле. Впрочем, это – действительно интересное явление, к нему, возможно, и вправду еще придется вернуться и поразмыслить на эту тему отдельно.

А вообще вот сейчас мне пришло в голову: может, и легендарная фраза про "славянский шкаф" тоже не взялась ниоткуда? В детстве, помнится, идея какого-то сугубо "славянского" шкафа так потрясла мое воображение, что я не успокоилась, пока не увидела-таки этот предмет воочию. У бабушки одного моего одноклассника он, оказалось, стоял на кухне. До сих пор не знаю, как он туда попал: не иначе, как эти шкафы строили прямо на месте. Не собирали, а именно строили: наша школьная компания из трех человек вполне могла бы в этом сооружении разместиться, а при необходимости – и жить какое-то время. Без проблем. Вообще-то говоря, такой шкаф – это уже на грани недвижимости. Переходная форма? Начало разработки концепции?

Елизавета Покровская

Livejournal

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter