По новостным каналам пришло обнадеживающее сообщение: 18 декабря, по результатам голосования на пленарной сессии в Страсбурге, Европарламент ратифицировал соглашение об ассоциации Евросоюза с Грузией. До этого, в сентябре такая же процедура была проведена в отношении Украины, а в ноябре – Молдавии. Все три страны 27 июня этого года подписали Соглашения об ассоциации с ЕС, определив тем самым европейский вектор своего развития.

Украина, Грузия и Молдавия стали пионерами на постсоветском пространстве (не считая стран Балтии), которые сделали такой долгожданный выбор, оставив одних под евразийским "зонтиком" России – Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия – в рамках так называемого ЕАЭСэ и других, пустившихся в самостоятельное "плавание" – Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан и Таджикистан.

Таким образом, между евразийской и европейской интеграционными процессами остаются последние четыре государства СНГ. Как долго они будут находиться в таком состоянии покажет дальнейшее развитие событий. Тем не менее, Москва не теряет время и регулярно, различными методами, главным образом путём "кнута и пряника", предпринимает попытки по их вовлечению в ЕАЭС. Последняя из них – списание долга Узбекистану, размером почти в 900 млн. долл. во время недавней поездки В.Путина в Ташкент.

Три бывшие советские республики, сделавшие европейский выбор, различными путями пришли к этому историческому событию. Но их объединяет одно – помимо следования одинаковой идеологической концепции либерализма и демократии, это – стремление уберечь свои страны от дальнейшей дезинтеграции, которая поощряется Москвой. Если Грузия и Украина уже в полной мере познали "прелести" путинской политики прямого давления на эти страны путём вооружённого вмешательства и потери своих территорий, то Молдова постоянно находится под прессом Кремля, угрожающего взорвать давно разогреваемую "бочку с порохом" – Приднестровье.

Конечно, Соглашение об ассоциации с ЕС не может до конца обезопасить эти три страны от путинских угроз, тем более, что оно не предусматривает прямую защиту со стороны Евросоюза. Тем не менее, соглашение создает широкие рамки для сотрудничества, которые способствуют укреплению, прежде всего, экономической независимости. Области сотрудничества обычно затрагивают развитие политических, торговых, социальных, культурных связей и укрепление безопасности. В таких условиях поле для дальнейшего шантажа Москвой значительно сужается.

Следует учитывать то важное обстоятельство, что ЕС обычно заключает соглашения об ассоциации в обмен на обязательство проведения политических, экономических, торговых или судебных реформ. В обмен на это ассоциированное государство может получить беспошлинный доступ к некоторым или всем рынкам ЕС, рынку сельскохозяйственных продуктов и т. д., а также финансовую и техническую помощь. Соглашение об ассоциации может включать в себя соглашение о свободной торговле между ЕС и третьей страной.

Словом, для Украины, Грузии и Молдовы открываются блестящие перспективы для серьёзной перестройки политической и экономической систем по европейским стандартам. А судебная реформа с помощью европейских юристов и правоведов решит самую болезненную проблему, характерную для всего постсоветского пространства – образование независимых судов и обеспечение равенства всех перед законом. А без этого никакие политические и экономические реформы просто невозможны. Об этом, в частности, свидетельствует печальный опыт путинской России, где реформирование, о котором постоянно трубит Кремль, превратилось в фикцию из-за отсутствия нормальной судебно-правовой системы.

После того как все члены Евросоюза ратифицируют соглашения об ассоциации с этими тремя республиками (таков порядок), эти соглашения официально вступают в силу. А этот значит, что Украина, Грузия и Молдавия получают гарантированный доступ на европейские рынки, что будет иметь поистине жизненно важное значение для их экспортных возможностей. Как известно, эти страны постоянно сталкиваются с политически ангажированными запретами со стороны Москвы на поставки тех или иных товаров и сельхозпродукции на российский рынок.

Дополнительные возможности для Украины, Грузии и Молдавии открывает и "Стратегический инвестиционный план по стимулирования европейского производства", который был принят на текущем,18-19 декабря на Саммите ЕС в Брюсселе. План предусматривает, в частности, учреждение Европейского инвестиционного банка, с капиталом в 350 млрд. евро, который будет формироваться как за счёт государственных, так и частных фондов. Эта хорошая новость для Киева, Тбилиси и Кишинева, которые рассчитывают на финансовую помощь Евросоюза.

Функционирование Соглашений об ассоциации с ЕС, на наш взгляд, будет своеобразной лабораторией для этих трёх стран по выявлению плюсов и минусов постепенного интегрирования в европейское пространство. Ведь ассоциированный статус – это не что иное, как подготовительный этап для полномасштабного интегрирования, которое предполагает совершенно иную философию ведения экономики и бизнеса, ранее не известную этим странам.

В этом смысле, будущий европейский опыт Украины, Грузии и Молдавии сможет стать определённым критерием, точкой отсчёта и для других стран СНГ, прежде всего, для вовлеченных Москвой в ЕАЭС. Тем более, что евразийская интеграция этого Союза начала давать сбой из-за односторонних действий России в отношении других членов ЕАЭС – Беларуси и Казахстана. Путинской режим, столкнувшись с международными санкциями, вынужден был ввести против этих стран торговые ограничения, несмотря на то, что они противоречат Таможенному союзу, действующему в рамках ЕАЭС.

В заключении хочется отметить что будущие потомки будут благодарны нынешним руководителям Украины, Грузии и Молдавии, проявившим смелость и политическую волю, выбрав европейский путь развития, основанного на принципах либерализма, законности, демократии и уважения свободы личности.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter