Посвящаю эту статью публицисту и диссиденту Александру Скобову,

которого пытались убить за его борьбу с существующим политическим режимом

16 июля несколько тысяч людей с совестью пришли проститься с Валерией Ильиничной Новодворской в Музей и общественный центр имени Сахарова. К сожалению, ни по отдельности, ни все вместе эти и множество других людей, высказавших уважение к бесстрашию, бескорыстию и честности Валерии Ильиничны в политике и жизни, не могут изменить "карту" политической реальности и духовного состояния нашей страны.

Опыт показывает, что все обращения российских деятелей культуры, журналистов, ученых, правозащитников поддержанные подписями тысяч российских граждан и адресованные президенту Украины, президенту России и лидерам стран Евросоюза и США с просьбами немедленно остановить кровопролитие на Украине — морально необходимы и понятны, но в политическом и практическом отношениях недейственны и недостаточны для того, чтобы президент Украины Порошенко сел за стол переговоров с руководителями сепаратистов Бородаем и Гиркиным (гражданами России), чтобы президент России Путин и российские спецслужбы прекратили помогать сепаратистам (среди которых много граждан России и были замечены российские военнослужащие) военной техникой, добровольцами, деньгами и чтобы Евросоюз и США отменили экономические и политические санкции против российских кампаний и должностных лиц, причастных к поддержке российской агрессии против Украины.

Если вспомнить, во время двух войн, которые Россия вела с Чечней в 1994-1996 гг. и в 1999-2000 гг. ситуация среди людей с совестью в нашей стране была похожа на сегодняшнюю. Мощное и активное в то время в России антивоенное движение, включая движение "Солдатских матерей", протестовало против массовых нарушений прав человека, говорило о жертвах среди мирного населения и военнослужащих, о страданиях людей и сотнях тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, взывало к человеческим чувствам.

Что касается предложений о политических условиях мира в Чечне мнения и предложения противников войны по вопросу о статусе Чечни — из-за которого и шла война — были полярно различными: предоставление независимости всей Чечне, представление независимости только ее горной части "Ичкерии", обязательное сохранения Чечни в составе России. Единого, громкого слышного всему российскому народу и руководству России голоса по главному вопросу – о политических условиях мира в Чечне — у антивоенного движения в России не было (многие участники антивоенного движения даже избегали высказываться по этому вопросу). Только тогда, когда чеченские сепаратисты окружили в Грозном российские части и российским военным грозило уничтожение, секретарь Совета безопасности России генерал Лебедь подписал (может быть на свой страх и риск) Хасавюртовский мир с командующим чеченскими формированиями Масхадовым. Политические условия Хасавюртовского мира Россия впоследствии отвергла и начала вторую войну в Чечне, закончившуюся поражением сепаратистов.

По аналогии можно предположить, что война на Украине закончится, когда украинская армия нанесет военное поражение сепаратистам (в основном приехавшим из России) - какими бы большими при этом ни были потери военных и жертвы среди мирных жителей городов контролируемых сепаратистами, в т.ч. в Донецке, Луганске, Горловке и других. Тем более, что власти Украины обоснованно и правильно рассчитывают в этой спровоцированной Россией войне, на техническую и финансовую помощь от Евросоюза и США. Если же сепаратисты устоят, возникнет новое статус-кво – Украина разделится (взять Киев и захватить власть на всей Украине сепаратистам никогда не позволят Евросоюз, США, НАТО).

С учетом опыта российско-чеченской войны нельзя пройти мимо трех вопросов и трех возможных исходов войны:

1) возможен ли мир на Украине и на каких условиях без военной победы украинской армии над сепаратистами приехавшими в основном из России?

2) возможен ли мир на Украине, и на каких условиях, прежде чем обе сражающиеся стороны или одна из них истощат свои силы?

3) возможен ли мир на Украине и на каких условиях без подписания воюющими сторонами аналога "хасавюртовского соглашения", т.е. без военной победы сепаратистов и поражения украинской армии?

Если требование "Остановить войну!" подразумевает, что кровопролитие на Украине можно и должно остановить не в результате военной победы/поражения/истощения сил сражающихся сторон, то, очевидно, политическая задача принципиальных противников кровопролития (пацифистов) заключается в том, чтобы предложить необходимые политические условия прекращения войны на Украине и потребовать реализации этих политических условий от участников конфликта.

Говоря по правде, политические условия прекращения кровопролития на Украине без силовой победы в войне какой-либо из сторон конфликта и политические условия восстановления нормальных, дружеских отношений между Украиной и Россией и доверия к России международного сообщества следующие (перечислим только некоторые, вероятно, недостаточные).

Со стороны России необходимо

1. Официально признать Верховную Раду, действующее Правительство Украины и президента Украины г-на Порошенко законными и полномочными властями и представителями многонационального Украинского государства. Прекратить военную и политическую поддержку вооруженного противостояния сепаратистов на юго-востоке Украины с законными властями Украины.

Это политическое условие мира на Украине понятно само собой. Его выполнения давно требуют Украина и международное сообщество.

2. Официально признать, что Украина как суверенное государство может быть членом любых международных союзов и организаций, которые с точки зрения правительства и народа Украины могут содействовать ее развитию и безопасности. Прекратить разжигать ненависть россиян против Украины посредством критики российскими официальными лицами и государственными СМИ правительства и политиков Украины за их стремление привести Украину в Евросоюз и заручиться поддержкой НАТО с целью обеспечить безопасность Украины.

Это политическое условие мира и возвращения доверия к России справедливо и правильно, потому что мы, россияне хотим для своей страны того же. Его выполнения давно требуют Украина и международное сообщество.

3. Отказаться от аннексии Крыма. Вернуть Крым Украине (после заключения международного соглашения о полной демилитаризации Крыма). Принять на себя обязательство вывести российские войска и черноморский флот из Крыма и Севастополя на основании соглашения о превращении Крыма в демилитаризованный регион.

Названное политическое условие справедливо и правильно, потому что силовая аннексия Крыма Россией вызвала у большинства граждан и руководства Украины, у всего международного сообщества глубокое недоверие к России и глубоко оскорбила украинский народ. Силовое отторжение Крыма делает невозможными возвращение к дружественным, нормальным отношениям нашей страны с Украиной и международным сообществом и т.д.

Принимая во внимание, что президент России несколько раз заявил, что главная причина аннексии Крыма Россией - угроза появления на территории Автономной республики Крым в составе Украины натовских ракет, предложенная полная демилитаризация Крыма и обретение им статуса демилитаризованного региона навсегда избавит Россию от предполагаемой угрозы появления в украинском Крыму натовских военных. Украину демилитаризация Крыма в свою очередь избавит от реальной военной опасности, которую, как выяснилось, представляют для нее российские военные базы в Крыму и российской флот в Севастополе. Выполнение этих понятных и справедливых политических условий поддержит международное сообщество.

4. Содействовать удовлетворению национально культурных запросов русскоязычных и этнически русских граждан и русскоязычных "общин" Украины компактно проживающих в Крыму и на юго-востоке Украины (о формах этой поддержки России следует договориться с законными властями Украины и представителями русскоязычных "общин", объявить о ней и осуществлять ее). Открыто критиковать украинские власти в случаях нарушения ими гражданских, политических, культурных, экономических и политических прав и свобод русскоязычных граждан Украины в связи с их русскоязычием и этничностью.

Это политическое условие понятно и справедливо, думаю, оно приемлемо для России, Украины и международного сообщества.

Со стороны Украины необходимо

1. Предложить руководителям сепаратистов (в т.ч. гражданам России), стремящимся к отделению (сецессии) русскоязычных регионов от Украины и вхождению их в состав России переговоры о переводе силового, военного противостояния в мирную, открытую, легальную, политическую борьбу сторонников и противников сецессии среди населения русскоговорящих регионов юго-востока Украины. Предложить сепаратистам (среди которых много добровольцев из России у которых нет украинского гражданства) зарегистрировать политическую “Партию сторонников сецессии русскоязычных регионов Украины" (видимо, Бородаю и Гиркину следует предложить для этого гражданство Украины) - при условии сдачи сепаратистами всего оружия правительству Украины (или России) и безусловного признания сепаратистами Верховной Рады, действующего Правительство Украины и президента Украины г-на Порошенко законными и полномочными властями и представителями многонационального Украинского государства.

2. Официально объявить и объяснить украинскому народу и международному сообществу, что для прекращения кровопролития и восстановления условий мирной жизни и мирного политического процесса развития общества и государства Верховная Рада, Правительство и Президент Украины готовы допустить проведение референдума в регионах с русскоязычным населением по вопросу сецессии (выхода регионов из состава Украины), но только в случае объективного установления в международном суде в Гааге существования в Украине дискриминационного законодательства и дискриминационной практики НОВЫХ ВЛАСТЕЙ УКРАИНЫ, которые бы ущемляли свободы и права граждан Украины в связи с их русскоязычием и этничностью (конечно речь идет о возможности проведения референдума только после прекращения войны и восстановления нормальных условий жизни в городах и регионах, где шла война).

Если исходить из того, что большинству жителей русскоязычных регионов Украины, по их мнению, было бы комфортнее жить в составе России и что по своему менталитету и привычкам они сопротивляются вхождению в Европейский союз и видят себя не в Европе, а в России, то допущение властями Украины права на сецессию и права на легальную, мирную политическую борьбу за ее осуществление довольно рационально и этично. Но поскольку при любой сецессии люди "уносят с собой территорию" на которой живут, а это всегда страшно болезненно для государства и остального общества, моральное право на сецессию должно быть ограничено столь же морально разумными и объективными правовыми критериями и процедурами, ограничивающими произвол и сдерживающими политических честолюбцев.

3. Предложить сепаратистам (в т.ч. гражданам России, которым для этого, видимо, нужно предложить украинское гражданство) возможность участвовать, в т.ч. баллотироваться на выборах в органы самоуправления русскоязычных регионов Украины.

4. Подтвердить, что законодательные и административные условия, касающиеся возможности свободного использования этнически русскими и русскоязычными гражданами Украины русского языка во всех сферах жизни, в т.ч. на работе, в официальных документах в регионах компактного проживания русскоязычных граждан Украины должны стать предметом переговоров представителей органов местного самоуправления русскоязычных регионов Украины - с правительством Украины с привлечением в случае желания одной из сторон – международных посредников и экспертов на этих переговорах, а в случае если стороны не смогут договориться – решение вопроса может быть передано в Международный суд в Гааге.

5. Объявить, что после возвращения Россией Крыма в состав Украины проведение по требованию российской общины Крыма референдума в Крыму о выходе Крыма из состава Украины допускается с согласия Правительства Украины (в Чехии и Канаде такие референдумы проводятся) после нормализации условий жизни в Крыму и только в случае объективного установления в международном суде в Гааге существования в Крыму дискриминационного законодательства и дискриминационной практики НОВЫХ ВЛАСТЕЙ УКРАИНЫ, которые бы ущемляли свободы и права проживающих в Крыму граждан Украины в связи с их русскоязычием и этничностью.

Со стороны сепаратистов необходимо

Отказаться от вооруженной борьбы с правительством Украины, признать Верховную Раду, действующее Правительство Украины и президента Украины г-на Порошенко законными и полномочными властями и представителями многонационального Украинского государства, сдать оружие властям и, получив украинское гражданство (тем из них, кто является гражданином России) перейти к мирной, легальной политической борьбе на предложенных правительством Украины политических условиях - за осуществление своей политической цели - сецессии русскоязычных регионов юго-востока Украины и Крыма.

Резюме

Только сформулировав основные политические условия необходимые для прекращения кровопролития на Украине и установления мира без военной победы/поражения/истощения сил сражающихся сторон, можно видеть, насколько далеки политическая реальность и духовное состояние граждан наших стран от реализации этих или подобных, но несколько по иному сформулированных условий. Поэтому война на Украине, скорее всего будет продолжаться "до победного конца" одной из сторон, либо "до истощения" сил какой либо из них или обоих (каких жертв и потерь это будет стоить Украине и ее жителям можно предполагать). Желать военной победы украинской армии и украинскому правительству над сепаратистами - в большинстве своем приехавшими из России для отторжения украинской территории и свержения новых, законных властей Украины - я бы хотел, но не могу, т.к. в результате военных операций по освобождению и "зачистке" от сепаратистов городов и населенных пунктов неизбежно и ужасным образом уже погибли и продолжают гибнуть невинные, мирные люди. Тем более я не могу желать победы российским добровольцам - сепаратистам, потому что их военный мятеж (как правильно назвал его Александр Скобов) спровоцирован аннексией Крыма Россией, инициирован российскими спецслужбами и поддерживается властями России. Выстраданного этнически русскими и русскоязычными гражданами Украины национального пророссийского движения за сецессию юго-восточных регионов Украины и Крыма и за присоединение их к России на Украине не было и сегодня тоже нет. И все же и все же и все же гибель ни в чем не повинных мирных жителей в контролируемых сепаратистами Луганске, Горловке, Славянске в результате обстрелов этих и других городов и поселков украинскими военными, а также от рук сепаратистов, охотящихся на своих противников среди гражданского населения, и то, что десятки и сотни тысяч людей, спасая свою жизнь, превратились в беженцев столь ужасно и столь противоречит нормальному строю жизни, что я предлагаю принять вышеописанные политические условия мира на Украине и хочу, чтобы читатели эти условия поддержали.

Вышеназванные политические условия прекращения кровопролития и установления мира на Украине вовсе не так неприемлемы и ужасны, как кажется на первый взгляд.

Принятие этих условий не грозит Украине и украинскому народу гибелью государства и вовсе не предопределяет потерю ей части территории на референдуме по вопросу о сецессии русскоязычных областей, т.к. у сторонников сецессии в этих регионах есть много противников и результаты референдума не предопределены.Следует принять во внимание, что принципиально допускаемый политическими условиями мира референдум по вопросу сецессии русскоязычных регионов состоится только в том случае, если власти Украины серьезно нарушат права русскоязычных и этнически русских граждан Украины в связи с их русскоязычностью и этничностью. Если не будет этих нарушений, то и референдума по вопросу сецессии не будет.

Что касается России, цена вопроса для нее следующая. Принятие предлагаемых политических условий, в т.ч. возврат Крыма Украине означает восстановления доверия международного сообщества к России и ее руководству и нормальные отношения с Украиной, а непринятие – гарантирует международную изоляцию, серьезные экономические и политические санкции в т.ч. персональные, и враждебное, недружественное отношение Украины и украинского народа к России и русскому народу.

Цена неприятия предлагаемых условий мира для сепаратистов – уничтожение их украинской армией и бесславная гибель. Согласие с этими условиями означает для сепаратистов жизнь и возможность участия в политической борьбе за сецессию русскоговорящих регионов Украины.

P.S. Пока работал над этой статьей на Украине российской зенитной установкой и с помощью российских военных специалистов был сбит пассажирский "Боинг", летевший в Малайзию из Голландии. Сбит по ошибке, т.к. думали и хотели сбить украинский военный транспортный самолет. В результате непреднамеренно убиты 298 мирных граждан нескольких стран мира. Поэтому еще одно необходимое политическое условие возвращения доверия к России – передача Россией международному сообществу не лживой (как сейчас), а достоверной информации о том, откуда и кто именно запустил ракету, принуждение сепаратистов к выдаче этой информации, арест лиц, виновных в пуске ракеты и передача их Международному суду в Гааге. Надеюсь, суд примет во внимание, что пуск ракеты по пассажирскому Боингу, скорее всего результат ошибки и что ответственность за пуск ракеты, которой сбит Боинг, несет не только расчет ракетной установки, но и власти России, передавшие эту установку вместе с российскими военными специалистами в распоряжение сепаратистов.

Юрий Самодуров

! Орфография и стилистика автора сохранены