В Украине весной 2014 тема референдума, как и весной 1993 в России, и как в СССР весной 1991 стала боевым кличем. Только в Украине это клич оппозиции, а не сторонников власти. Но и новое киевское революционное правительство, поддавшись демагогии своих врагов, готовит встречный плебисцит.* Об опасности этого я бы хотел предостеречь.
 
Как известно, 21 год назад российские либералы одержали свою самую блистательную, но и последнюю политическую победу. Знаменитый референдум "Да-Да-Нет-Да", проведенный на пике гиперинфляции, в обстановке обвального падения производства и шока от осознания окончательности распада СССР, подтвердил не просто поддержку Ельцина, уже полтора года ведущего либеральные реформы и курс на государственность России, но и конкретно курс гайдаровских реформ. Одновременно было выражено недоверие Съезду народных депутатов - главному тогда политическому противнику Ельцина и его курсу.

Но этого референдума необычайно стесняются. О нeм не упоминают. Зато не прекращаются ссылки на лукавый горбачевский референдум 17 марта 1991 года (за сохранение обновленного союза суверенных республик).  Причину этого я вижу в том, что референдум 91 года был референдумом  за мечту, за царствие небесное на земле: когда это СССР был союзом суверенных республик и как можно сохранить обновляя...

Людям-детям приятно вспоминать о своих иллюзиях. Но людям-детям больно вспоминать свой последний взрослый выбор - как выяснилось позднее, спасший их от гражданской войны и создавший основы работающей экономики. Но в апреле 1993 года избиратели временно похоронили свои совковые иллюзии. Но потом пришлось нести всe бремя того выбора. Появилась ностальгия по сказке о Советском Союзе. И с ностальгией пришла мечта о неудавшемся шаге в утопию 17 марта. На этом фоне не хочется вспоминать о шаге от утопии 25 апреля.

И ещe немного о референдумах как таковых. Я против них, В нашей истории три референдума принесли три острейших кризиса. Референдум 17 марта 1991 года завершился путчем ГКЧП. Референдум 25 апреля 1993 года завершился локальной гражданской войной октября 1993 года. Конституционный референдум 12 декабря 1993 года завершился Первой чеченской войной (в конституцию вписали Чечню, уже 14 месяцев, как считающую себя независимой - в не меньшей степени, чем Карабах и Приднестровье). Я полагаю, что причиной конфликтогенности референдумов в том, что они дают иллюзию абсолютной политической победы. Ведь при выборах появляется и фракция меньшинства, По итогам же референдума победитель считает, что может всe.

На некоем вопросе (в отличие от выборов) сосредотачивается вся общественно-политическая жизнь, общество раскалывается пополам. И те, кто имеет 48% от 66%, пришедших к урнам, не могут понять, почему получившие 51% "берут всю кассу". Но победитель, имея мандат "народной поддержки", начинает проводить побежденного "под ярмом закона". Возникает конфликт.

Поэтому с учeтом близости политических культур России и Украины, референдум, который требуют "сторонники федерализации" на востоке Украины, и плебисцит (всенародный опрос), который придумали в Киеве в противовес этому требованию  - это самые короткие пути к гражданской войне, а вовсе не альтернатива ей. . .

*Наверняка с извечным бюрократическим коварством типа: вы хотите сохранить обновленную единую и децентрализованную Украину, в котором все будут равны и свободы, с учетом языков нацменьшинств и прочее.

Евгений Ихлов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены