Я сижу в волонтерском штабе Навального, на столе передо мной — протокол проверки подписных листов в поддержку выдвижения кандидатов, только что полученный из Мосгоризбиркома. Представлено подписей муниципальных депутатов — 115, действительных подписей муниципальных депутатов — 115, недействительных — 0.

Муниципальный фильтр пройден.

И это означает, что вся история с фильтром остается позади, с этого момента наш штаб живет одной целью — агитацией.

Вот краткая (и упрощенная) теория.
В Москве несколько более 7 млн избирателей, несколько более 4 млн домохозяйств. В "идеальной" избирательной кампании, надо дотянуться до каждого из избирателей по крайней мере трижды, сначала знакомя с кандидатом, потом рассказывая о нем, потом "закрепляя пройденное". Сначала надо добиться узнаваемости, потом расположить к себе, потом утвердить в избирателе желание проголосовать за этого кандидата. Все это — программа minimum minimorum. Вообще-то, конечно, надо больше. (Из каждой щели, из каждого утюга).

Эффективность нашей кампании будет оцениваться по двум основным параметрам:
— количество агитационных контактов
— их стоимость.

Агитационным контактом мы будем называть качественное информационное взаимодействие с избирателем.
Личный разговор агитатора с избирателем — это контакт. Биллборд, мимо которого избиратель пронесся в машине — скорее нет.
Газета, которую агитатор передал из рук в руки — это контакт. Листовка в почтовом ящике — вероятно нет.
Клик по баннеру, с переходом в нашу волонтерскую группу — контакт. Показ баннера — точно нет.
Ну, конечно, иногда грань будет условной, но общий смысл вы поняли.

Теперь про стоимость.
Классики политтехнологий считают, что стоимость успешной избирательной кампании начинается от отметки $1/избиратель. То есть на Москву надо потратить как минимум $7M — таких денег у нас нет и не будет (кстати, и официальный размер избирательного фонда ограничен сверху отметкой в 200 миллионов рублей, по закону больше потратить нельзя). В принципе, понятно, откуда этот доллар взялся. Возьмем, например, те же самые газеты: разноска одной агитационной газеты лично в руки стоит примерно 10 рублей, три тиража газеты — 30 рублей. Или, допустим, в уличном пикете работают платные агитаторы: они стоят что-то около 300 рублей в час, и за час способны на 20-30 контактов с избирателями — снова приходим к тем же 10 рублям за контакт. Примерно вокруг этой же цифры будет крутиться и стоимость контакта при грамотно организованной кампании в интернете, и при качественной наружной рекламе, и при телефонном обзвоне коммерческим колл-центром.

Мы ставим перед собой амбициозную задачу: снизить стоимость контакта до 3 рублей (не потеряв в качестве). Как снижать — понятно, за счет использования мозгов и волонтеров. Совсем до нуля не снизить — качественная газетка или листовка все равно будет стоить около рубля, плюс логистика, штаб, склад, услуги платных подрядчиков и т.д., и т.п. Может быть, и удастся уйти ниже 3 рублей, но пока что даже такая задача выглядит весьма дерзкой. И, конечно, по ходу дела будем считать и контролировать фактически получающуюся стоимость.

Ну и конечно нам надо сконтактировать не с одними и теми же 100 тысячами избирателей по 100 раз с каждым. "Окучивать" аудиторию "Эха Москвы" и протестных митингов технически гораздо проще — но это гораздо менее полезно, с точки зрения результата на выборах. Мы хотим дотянуться до самых разных москвичей.

В структуре штаба вы выделили шесть направлений, ответственных за агитационную работу; перед каждым из этих направлений поставлены конкретные задачи по количеству агитационных контактов, которые оно должно за предстоящие 8 недель сгенерировать. Вот эти направления:
— улица (агиткубы, одиночные пикеты, стикеры...)
— машины (агитация в пробках, наклейки, другие форматы агитации, рассчитанные на автомобилистов...)
— квартиры (поквартирный обход, обзвон, прочие формы контактов с горожанами в их среде обитания...)
— метро (есть несколько идей на этот счет)
— интернет (соцсети, директ...)
— специальные акции (что—то типа нашего "Марша на избирком" или финальной сцены из V for Vendetta)

Итак, работая по этим 6 направлениям мы в итоге хотим сделать как минимум 12 миллионов агитационных контактов (по 3 на домохозяйство), а лучше бы 21 миллион агитационных контактов (по 3 на избирателя), контролируя их стоимость таким образом, чтобы она (вне зависимости от направления) не превышала 3 рублей за контакт (а лучше — меньше).

Вот такая вот грубая прикидка. Вы поняли, о чем я?
Чтобы вся эта кампания имела смысл, нам надо собрать в виде частных пожертвований на избирательную кампанию кандидата в мэры Москвы Алексея Навального по меньшей мере 36 миллионов рублей, а в идеале — 60-70 миллионов рублей.
Мы не запускали этот сбор (несмотря на многочисленные ваши обращения) до того, как не наступила уверенность в том, что кандидат будет зарегистрирован, но сейчас это случилось, и мы более не хотим терять ни минуты. Нужно запускать агитационную машину!

Предельный размер пожертвования от одного физического лица составляет 1 миллион рублей. Жертвователь должен быть гражданином РФ старше 18 лет. Инструкция о том, как сделать пожертвование — ниже.
Предельный размер пожертвования от одного юридического лица составляет 6 миллионов рублей. На жертвователя налагается огромное количество ограничений, которые не так просто соблюсти. Поэтому, если вы хотите сделать пожертвование от имени юридического лица, то напишите мне личное письмо (lv@leonidvolkov.ru), я свяжу вас с нашей юридической группой, и они помогут вам правильно все оформить.

Инструкция о том, как сделать пожертвование — для физического лица.
Деньги можно отправить только банковским переводом — через любое отделение любого банка (перевод без открытия счета), или через интернет-банк с личного счета жертвователя. Электронные деньги, кредитные карты и все остальное — мимо кассы. (Технологии сбора денег для тех, кто может заплатить только так, мы постепенно отработаем — но не сразу, и лучше этого не ждать).

Реквизиты специального избирательного счета:
Получатель платежа: Кандидат в мэры Москвы Навальный Алексей Анатольевич
Специальный избирательный счет 40810810938040000005 в ОАО "Сбербанк России" Московский банк ВСП №01827
Корр/счет 30101810400000000225
БИК 044525225
ИНН 7707083893
КПП 775003035
Назначение платежа (пример): Добровольное пожертв. в изб.фонд.кандидата Навального А.А., Иванов Иван Петрович, пасп 6501 123456, д/р 10.11.1980, Екатеринбург, ул.Хохрякова 32—115, гражд.РФ

В строку "назначение платежа" должны, как в примере, обязательно влезть указание на добровольность пожертвования, ФИО жертвователя, серия и номер паспорта, дата рождения, адрес по прописке и указание на гражданство; сверх того, в некоторых интернет-банках еще придется указать "НДС нет" или "НДС не облагается". Поэтому важно все сокращать, не теряя смысла — чтобы все необходимые данные влезли в поле "Назначение платежа". Если хотя бы что—то не влезает — пожертвование признается анонимным, возвращается жертвователю, параллельно создавая немалый геморрой для кандидата и его штаба.

Ну и последнее. Дочитав до этого места вы, наверняка, удивитесь — что это за фандрайзинг такой? Огромный пост, в конце его инструкция, и не у кандидата в сверхчитаемом журнале, а у его начальника штаба... Да еще в пятницу вечером!
Ответ прост: нам надо протестировать, как все работает. Те, кто дочитал до этого места — сделайте свои пожертвования в выходные, мы их получим утром в понедельник и проверим правильность прохождения и зачисления средств. И днем в понедельник, в самый прайм-тайм, будет уже пост Алексея.

Спасибо за поддержку!

Апдейт: поступило два ответа о том, что через Сбербанк-онлайн платеж по таким реквизитам не проходит (хотя реквизиты правильные). Будем смотреть.

Леонид Волков

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены