"Эволюция Борна", реж. Тони Гилрой, США, 2012

Новой декаде — новые герои. Точнее, новые исполнители ролей старых. Нулевые закончились? и нынче у нас новый Человек-паук, будет новый Бэтмен, а теперь вот и новый Борн. Но в случае с борнианой авторы пошли на весьма эксцентричный шаг. Хоть герой Мэтта Дэймона и выжил в финале предыдущего фильма, здесь он не присутствует. В другом сверхсекретном проекте ЦРУ завелась "паршивая овца", усомнившаяся в правильности того, что надо отстреливать всех, кого прикажут боссы, вещающие от имени Дяди Сэма. Так что мы имеем "Борна" без Борна.

Американского ирландца, носатого симпатягу Джереми Реннера уже довольно давно готовили к роли экшен-героя нового поколения. В последней "Невыполнимой миссии" он ассистировал одному из двух, наряду с Бондом, главных конкурентов Джейсона Борна в номинации "супергерой спецслужб", Итану Ханту в безальтернативном исполнении Тома Круза. Затем его ни к селу, ни к городу нарядили в смешной травестийный костюм Соколиного Глаза с луком и приколотили пятым колесом к телеге сборной команды супергероев "Мстители". И вот наконец он солирует в роли виртуозного драчуна, стрелка и скаута, ориентирующегося на местности.

Джейсон Борн Мэтта Дэймона занимался решением одной из важнейших проблем культуры Запада — проблемы своей идентичности.

Именно за ней, за "кто я такой" он гонялся на протяжении трех фильмов. И хотя в "Ультиматуме Борна" он выжил, но Борном быть перестал. Потому что вспомнил, кто он есть. И в тот же миг исчез тот, за кем зритель, затаив дыхание, следил. Человек — "чистый лист", который не знает, кто он такой, и носится по всему миру в вихре пуль и взрывов в попытках доискаться ответа на этот вопрос.

С Аароном Кроссом история совсем другая. Он, наоборот, боится стать тем, кем был. Парнем из гетто и детдома с IQ глубоко ниже среднего.

Спецслужба пичкает его препаратами, превращающими его в умного и сильного. За это он должен убивать, кого скажут. Он оказывается в двойственном положении. Как и Борн, он не хочет быть убийцей, но ведь именно чудесным таблеткам из лабораторий ЦРУ он обязан тем, что стал похож на человека. И отказываться от этих пилюль силы и мудрости он вовсе не намерен.

На волне баталий и споров вокруг урезаний-расширений полномочий спецслужб США на рубеже 1970—1980-х писатель Роберт Ладлэм, "отец" Борна, сумел создать в чем-то самого нетипичного героя шпионского боевика. Агента, который восстает против своей спецслужбы и вступает с ней в беспощадную войну. И Бонд, и Хант на фоне такого кульбита представляются донельзя банальными.

Эпопея Борна остается одним из самых бескомпромиссных и целенаправленных критических высказываний по адресу института спецслужб среди художественных произведений в американской культуре.

"Мы пожираем нечистоты нашей страны, чтобы сохранить чистоту идеала", — говорит большой звездно-полосатый начальник в исполнении Эдварда Нортана Аарону Кроссу, которому скоро наскучит эта роль кровавого ассенизатора-копрофага, жрущего дерьмо Америки, чтобы она в нем не захлебнулась, и он выйдет из-под контроля.

В "Эволюции", как и положено сиквелам, все немного круче и "жестче". Здесь речь идет уже о прямых генетических модификациях элитных секретных американских суперкиллеров. Демонизация ЦРУ нарастает. Евгеника, "универсальные солдаты", промывка мозгов, накачивание специальными наркотиками, "фашизм" чистой воды. Один такой продукт экспериментов, азиат, машина для убийств, появится в финале и в поединке с Кроссом будет смотреться чистым Терминатором. До чудесного "готичного" эфэсбэшника Кирилла из "Превосходства Борна" ему бесконечно далеко.

Первый блин получился не то чтобы комом, но впечатление неоднозначное. Вроде все на месте: в первую очередь фирменные "борновские" головокружительные погони и сцены, демонстрирующие, что в работе современных сыщиков главное — обработка огромных объемов информации от систем слежения в кратчайшие сроки и логистика. Да и Реннер симпатичен.

Но "Эволюция" из всей борнианы самый "промежуточный" фильм, по своей насыщенности и завершенности близкий первой серии самого обычного сериала.

Будет очень странно, если следующий фильм эпопеи выйдет через большой промежуток.

Однако не будем забывать, с проектом все тот же самый режиссер Тони Гилрой, что варганит "Борнов" вот уже девять лет, а до того снял такие удачные фильмы, как "Адвокат дьявола" и "Армагеддон". И вспомним, что его стартовая "Идентификация Борна" тоже производила не слишком убедительное впечатление. Но потом паровоз раскочегарился и дело пошло на лад. Аарон Кросс в финале "Эволюции" на мотоцикле только берет разгон.

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter