Майкл Фоли "Век абсурда: Почему в современной жизни трудно быть счастливым", United Press, 2011

Книжка эта на первый взгляд вызывает нехорошие ассоциации с теми "руководствами по самопомощи", которые издательский бизнес тоннами скармливает изможденным стрессами, депрессиями, неврозами и интеллектуально дезориентированным обывателям. Подозрения, впрочем, скоро благополучно рассеиваются, благо сам Фоли в начале одной из глав саркастически проходится по подобного рода макулатуре.

"Век абсурда" — это и не "трэш", и не по-настоящему серьезное философское сочинение. Это очередная попытка приспособить достижения мыслителей прошлого, "мудрость веков" (в данном случае у автора в запасе Ницше, немного Шопенгауэра, "настоящий, не присвоенный организованной религией" Христос, Лейбниц, суфии и политеизм, а также буддизм — куда ж без него) для решения проблем современного западного человека, который и в самом деле, чего греха таить, измучен и замордован не только рутиной, но и навязчивым гиперпотреблением. Последнее, настаивает автор, уже приносит потребителю больше неприятностей, чем "бонусов". Насколько попытка Фоли удачна, судить не нам, а каждому конкретному читателю, который припадет к источнику мудрости в поисках решения своих психологических и житейских проблем. По крайней мере Майкл Фоли, живущий в Лондоне североирландец, поэт, прозаик, переводчик и преподаватель, честно попытался.

Читая первую часть, где он ставит проблему, живописуя плачевное состояние "пациента", даже я, на что уж в последнее время далек от левацких нападок на обывателя, с трудом удерживался от того, что бы не впасть в откровенное презрение по отношению к описываемому объекту, настолько инфантильным, бесхребетным, беспомощным, самонадеянным, да попросту глупым предстает современный западный человек в версии Фоли! И при этом категорически неудовлетворенным.

Рецепт автора — это некая модифицированная версия стоицизма, но в его первоначальном, античном значении, а не в обиходном, понимаемом как род тупой терпеливой покорности.

А также попытка использовать экзистенциализм Сартра и Камю для облегчения участи современника, измученного и задерганного рекламой, чрезмерным количеством потребительских предложений, слишком высоким, не представимым никогда до этого в истории уровнем комфорта и безопасности (он порождает скуку, а она — тревожность) и прочими напастями, которые были просто неведомы человечеству на протяжении львиной доли времени его существования, просто потому, что все это время подавляющее большинство людей мечтали только об одном — выжить.

Не бежать от неприятных эмоций, извлекать уроки как из радости, так и из горя, и из второго даже больше, почаще ходить пешком и поменьше капризничать, побольше читать и поменьше пялиться во всевозможные мониторы.

Вернуться к реальной жизни со всем плохим и хорошим, что в ней есть. Врывать себя из ритма "предвкушение — разочарование", в котором живет среднестатистический член общества потребления.

Надо сказать, что попытка применить экзистенцию в самом широком смысле слова для оказания неотложной психологической помощи нашему современнику — это не открытие Фоли. Известна экзистенциальная психотерапия, разработанная профессиональным врачевателем душевных ран Ирвином Яломом. Фоли же заканчивает свою книгу парадоксальным призывом найти радость в абсурде, а значит, в общем-то, и в трагедии. Трудно сказать, многим ли помогут его рекомендации, однако "Век абсурда" ценен хотя бы как честная, остроумная и, кстати, вполне самокритичная попытка понять, что же все-таки не так с современным западным образом жизни.

Редакция благодарна магазину "Фаланстер", предоставившему книгу "Век абсурда"

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter