Мировую финансовую систему вот уже месяц с лишним как нешуточно лихорадит. Паника началась в преддверии принятия Конгрессом США указа об увеличении потолка госдолга. В том, что все обойдется благополучно, мало кто сомневался, но негативные ожидания — вещь заразительная. Лимит государственного долга повысили, но спустя считанные дни после этого одно из ведущих рейтинговых агентств в мире — Standart and Poor’s понизило кредитный рейтинг Штатов с AAA до АА+. Два других агентства — Moody’s и Fitch — понижать рейтинги отказались, а один из крупнейших инвесторов мира Уоррен Баффет так и вовсе заявил, что повысил бы его до степени AAAA, если бы было возможно. Впрочем, даже заявление финансового гуру не спасло остальных участников рынка от панических настроений.

Что интересно, сами США понижение перенесли почти без особых потерь. С одной стороны, конечно, в тех четырех триллионах, которые потеряли мировые рынки, доля американских бирж достаточно велика. Но нет худа без добра: стоимость заимствований для государства неожиданно упала. За минувшую неделю кредитная ставка по среднесрочным бондам, проданным на общую сумму 72 млрд долларов, оказалась беспрецедентно низкой. Объяснение такому парадоксу простое: у инвесторов, несмотря на все истеричные настроения, не нашлось альтернативы американским ценным бумагам. И это при том, что рейтинг государства в преддефолтном состоянии (а именно в нем де-факто последнее время находились США) — это С, а никак не ААА. Американскую валюту явно переоценили. Доллар больше не может являться гарантом мировой стабильности. Об этом говорят и кредиторы (например Китай), и аналитики. Пора искать ему замену…

Вариант с евро отпадает практически сразу.

Единая европейская валюта находится сейчас в достаточно плачевном состоянии.

Рынок вроде оправился от потрясений — особенно после того, как четыре страны ЕС (Франция, Бельгия, Италия и Испания) ввели запрет на короткие продажи банковских активов. Но это одна из немногих позитивных новостей. Главное то, что европейский Центробанк вновь начал выкупать гособлигации проблемных экономик. Всего за неделю на эти сомнительные мероприятия была потрачена рекордная сумма — почти 22 миллиарда евро. До этого схожая ситуация была лишь в мае 2010 года, когда для спасения Греции было выделено 16,5 миллиардов евро, чтобы выкупить греческие бонды. Элладу, как мы видим, это не спасло, но еврочиновники с завидным постоянством предпочитают наступать на одни и те же грабли.

В банке пока не комментируют государственную принадлежность долговых ценных бумаг, но и без того понятно, что выкупались в основном итальянские и испанские облигации. Ранее они демонстрировали рекордный рост доходности в 6%. Такие же показатели были у Греции, но если ее экономику еще можно было спасти, то еще одну такую же нагрузку Старый Свет не выдержит. Миллиардер Джордж Сорос, например, предлагает исключить из зоны евро явных аутсайдеров — Португалию и Грецию. Кроме того, считает финансист, спасти ситуацию может введение единых европейских гособлигаций. Министр финансов Италии Джулио Тремонти поддержал Сороса, заявив, что облигации нужны, но Германия выступила резко против. "Я исключаю еврооблигации до тех пор, пока государства-члены проводят свою собственную финансовую политику, — сказал министр финансов Германии Вольфганг Шойбле. — И нам нужны разные процентные ставки. Так мы будем иметь возможность вводить поощрения и санкции, чтобы призвать к финансовой стабильности". В ответ Сорос обвинил еврочиновников вообще и Германию в частности в малодушии и приверженности к полумерам, подчеркнув, что действовать надо как можно скорее.

В чем-то с ним согласен глава Всемирного банка Роберт Зеллик.

Основную угрозу для мировой стабильности сейчас представляют не США, а Европа.

"Сейчас мы находимся на ранней стадии нового, совершенно другого кризиса. Он не похож на то, что было в 2008 году", — заявил Роберт Зеллик в интервью австралийской The Weekend Australian. Всему виной оказалась "слишком свободная" кредитно-денежная политика руководства развитых стран: они злоупотребили своими финансовыми возможностями, беря все новые кредиты. Причем стало заметно это, по мнению Зеллика, исключительно в течение последних недель. Раньше особых проблем не было. Мировая экономика стабильно восстанавливалась после кризиса 2008 года, а США и Европа боролись за темпы роста.

Между тем, по мнению Зеллика, обращать внимание надо было не на это, а на то, как справиться с кризисом.

У европейских лидеров, по словам главы Всемирного банка, есть все необходимые рычаги для того, чтобы предотвратить коллапс, однако по разным причинам они их не используют.

Кто-то боится падения рейтингов перед выборами из-за принятия непопулярных мер экономии, кто-то не хочет ронять престиж страны, кто-то просто-напросто не понимает всей серьезности сложившейся ситуации. Ряд шагов по борьбе с задолженностью проблемных стран в зоне евро, как правило, делались "на день позже", и в результате рынки опасаются, что власти ЕС не могут решить проблему или движутся в неправильном направлении. Получается замкнутый круг: нерешительность властей — скачки на рынках — паника инвесторов — нерешительность властей (как бы не навредить).

Ситуацию усугубляет и резкий рост цен на продовольствие, а также низкий уровень пищевых запасов. От этого, по словам Зеллика, прежде всего страдают развивающиеся страны. Которые одновременно являются и ключом к спасению. Глава ВБ даже позитивно отнесся к возможному укреплению курса юаня — не каждый западный чиновник решится на такое. И призвал мировое сообщество брать пример с Индии, Китая, а также стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В развивающиеся рынки стоит не только вкладываться, говорит Зеллик, также необходимо организовать в этих странах соответствующую инфраструктуру, которая, например, может помочь избежать продовольственного кризиса.

Другой способ для мировой экономики выйти из стагнации — это привязать основные валюты к золоту.

Такие предложения высказывались еще задолго до нынешней нестабильной ситуации на рынках. Тогда к ним не прислушались, сочтя маргинальными, а зря. Из-за колебаний курсов доллара и евро мировые цены на золото в прошлом и в нынешнем году обновляют рекорд за рекордом. А если принять драгметалл как международный стандарт, то он сможет использоваться в качестве некой "опорной точки" для расчета рыночных значений инфляции, дефляции и будущей стоимости валют.

О верности этой позиции говорят последние данные: из-за не оправдавшегося прогноза по росту ВВП в еврозоне индексы европейских бирж резко поползли вниз. Сильнее всего пострадали немецкие бумаги. Индекс Франкфуртской биржи потерял почти 3%, совокупная стоимость котирующихся на Лондонской бирже акций сократилась на 1,48%, на Парижской — на 2,19%, на Миланской — на 2,55%, на Мадридской — на 1,99%.

Аналитики отмечают: скоро придут очередные данные, например, по безработице, тогда стоит ожидать ответного скачка вверх. Но тенденция налицо: рынки панически реагируют на малейшие сведения об экономических успехах (или неудачах) развитых стран. А лидеры этих государств как будто не замечают, что из-за их нестабильной политики угрозе подвергается вся мировая система. Впрочем, по прогнозам ряда экспертов,

системе в ее нынешнем виде жить осталось недолго — возможно, до конца года мы с вами станем свидетелями глобальных перестановок, скорее всего, в зоне евро.

Единая валюта — удел сильных и перспективных стран, так что может статься, что от откровенных должников в Брюсселе предпочтут избавиться. Другое дело, что такой шаг положит конец валютным пузырям на рынке, и они лопнут, как до этого лопнули ипотечный и технологический пузыри. И вот здесь о кардинальной реформе финансовой системы придется задуматься уже Штатам.

Григорий Деборчук

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter