Владимир Голышев "Ярмонка", 2011

Хулиган, как и было сказано. Да простят нам этот оборот, распространенный в блогосфере, но не очень приличествующий статье. Владимиру Голышеву не впервой низвергать и развенчивать. В разное время жертвами его острого пера становились Владимир Путин, патриарх Кирилл и прочие, несть им числа. Дошел черед и до русских классиков. В своей последней на данный момент пьесе блогер и драматург выводит на чистую воду Николая Васильевича Гоголя и одновременно признается в любви к Александру Сергеевичу Пушкину.

Смотреть под новым углом, открывать что-то в новом ракурсе и переоценивать ценности — это в каком-то смысле профессиональное амплуа Голышева, и в своей очередной комедии он в этом отношении остается верен себе.

Если коротко, то,

по версии Голышева, бездарный, претенциозный и косноязычный зубоскал Гоголь въехал в большую русскую литературу на пушкинском горбу,

вернее, назойливо уцепившись за полу домашнего халата Пушкина. Исходя из известного признание автора "Ревизора", что сюжет этот был подарен ему Пушкиным, автор "Ярмонки" живописует плагиаторскую кражу пронырливым малороссом нескольких страниц пушкинских черновиков, которые и становятся основой для истории о Хлестакове и городничем, принесшей славу носатому украинцу.

Произведение Владимира Голышева складывается из двух отдельных историй: "Ревизора", как он мог бы быть написан Пушкиным, и живописания ужимок и пируэтов Гоголя в приемной у солнца русской поэзии. При этом

современный коллега двух прославленных литераторов XIX века довольно остроумно имитирует литературный стиль обоих, недоброжелательно утрируя и парадируя гоголевскую манеру.

И в довершении приправляет это более чем прозрачными намеками на гомосексуальность Николая Васильевича. Сам любитель высмеивать и передразнивать, Гоголь в XXI веке получил в ответ той же монетой.

Но голышевский юмор в самом деле оказывается явно ближе к пушкинскому, легкому и озорному, чем к гоголевскому, злому и ехидному. У автора "Ярмонки" в итоге получается очень мило и не зло. Особенной светлой, радостной и романтически-авантюрной оказывается концовка альтернативного, "пушкинского" "Ревизора".

Несколько озадачить на первый взгляд может только вложенные автором в уста "нашего все" полемические атаки против злободневных "обличителей язв", грядущей Натуральной школы, короче говоря, против публицистики под видом литературы, которую "раскручивал" Белинский. Казалось бы, Голышев сам собаку съел на язвительной сатире и уничтожающей полемике, так что чего это он… Но с другой стороны, если присмотреться к текстам экс-редактора Назлобу.Ru хоть сколько-нибудь внимательно, то мы увидим, что ему

всегда была предельно чужда приземленность и прочая правда и проза жизни, столь милая всем Белинским, Писаревым и Добролюбовым.

Пьесу "Ярмонка" можно прочитать здесь и здесь

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter