Алексей Слаповский "Поход на Кремль: Поэма бунта", АСТ, Астрель, 2010

Политические памфлеты, всевозможная остросоциальная сатира, антиутопии — все это в нулевых получило распространение в русской литературе, которая, как и во времена оные, вновь стала и выразительницей общественных чаяний, веяний, страхов, и местом сведения счетов интеллектуалов с властью (это особенно), и лабораторией для футуристических экспериментов по моделированию революций, великих потрясений и апокалипсисов. И только что случившееся присуждение суперпремии (пусть и за не политическое произведение) одному из самых политизированных писателей, чья звезда взошла в первое десятилетие XXI века, словно подчеркнуло данное обстоятельство. Сейчас еще рано говорить о том, придет ли на смену этой тенденции что-то другое (пока, кажется, она только усиливается, пример: ажиотаж вокруг пьесы Владимира Голышева "Пребиотики"). Но виртуозный телесценарист и один из редких в России действительно очень хороших и не "трэшевых" беллетристов Алексей Слаповский успел вставить свое лыко в эту строку как раз под занавес прошедшей декады.

"Поход" из тех книг, которые надо оценивать "по частям", поскольку составляющие ее неравноценны. Юмор, мастерство в построении сюжета и умение несколькими мазками создавать целые колоды выпуклых, отчетливых, ярких характеров, чтобы потом их по-телесериальному тасовать и ими играть — это одно. Бедность смыслового содержания — другое. Но и она в данном случае странным образом становится в ту самую "строку", поскольку ее вполне можно рассматривать как отражение бесплодия, исчерпанности и, извините за "экзистенциалистскую" банальность, пустоты и бессмысленности последних 10 лет.

Более того, это почти абсурдистское отсутствие хоть какого-нибудь ясного если не всем, то многим смысла и становится в книге не фактором вечной здешней социальной инертности и продолжения во времени сонного темного царства, а ни много ни мало катализатором русской революции.

В милиции забили насмерть молодого парня. "Бывает". Однако мать погибшего, вместо того чтобы поплакать да похоронить его по-людски, подняла тело, буквально как знамя, и пошла с ним по инстанциям правду искать. В итоге дошла до Кремля, а по дороге обросла гигантской толпой сограждан. Причем чуть ли не каждый из них присоединился к "мобу" по своей собственной причине, зачастую движимый своей фантазией, подогреваемой самыми экзотическими и бредовыми слухами, плотность которых нарастала вместе с толпой.

Вот он, секрет успешного начала русского восстания! Не координация, организация, "сетевые связи" и тому подобное, а, наоборот, "испорченный телефон",

эксплуатация сказочно-фольклорного народного сознания, чистая ситуативность, распространение самых невероятных бредней и, главное, никакой конкретики, чтобы каждый мог найти в бунте что-то свое, дофантазировать его цели и причины на свой лад и успешно в него влиться. Один мужик вообще "прется" к Мавзолею, чтобы заменить тамошнего Ленина на своего почившего сродственника. И кто знает, быть может, в этом и есть сермяжная правда?..

Именно в описании отдельных типов, присоединяющихся к движению взбунтовавшихся народных масс, и проявляется в полной мере талант Слаповского создавать запоминающихся, пусть и не очень "глубоких" и сложных персонажей. И у каждого из этих типажей — своя история, каждый представляет какую-либо социальную страту современной России, каждый — точка, от которой берет начало новое сюжетное ответвление. Великолепная галерея, сравнимая с гоголевской. И кого только нет в этой толпе.

Оплакивание убиенного русского мальчика перерастает в бунт, и его кульминация, как и в стародавние времена, вершится практически на том же самом Лобном месте. Слаповский в своей книге почти буквально предвосхитил известные события на Манежной площади. Как во время стрелецких бунтов XVII века (вспомним начало "Петра I" Алексея Толстого), разъяренная толпа требует у Кремля выдать ей головой козлов отпущения.

Как написал молодой коллега Слаповского, "революция в России может начаться от чего угодно". От плохой ли погоды, от случайного насморка у какого-нибудь настолько же случайного, любого человека… Так и здесь убийство ментами бесправного "простого" парня, плохого поэта, — случай в здешних реалиях, в общем-то, рядовой (кто-нибудь еще помнит, как тогдашний министр обороны отреагировал на известие о происшествии с солдатом Андреем Сычевым?) —

становится причиной для тех самых великих потрясений, о которых так долго говорили все кто ни попадя.

И растерянной власти остается только зябко ежиться и пожимать плечами: "И чего это они? Терпели-терпели…"

Революции, впрочем, у Слаповского не будет. Случится совершенно опять-таки сказочно-фольклорный финал, русский хеппи-энд, снимающий повод для конфликта. Было — не было. Все рассосется само.

Повторим еще раз: суперпрофессиональный сценарист и прекрасный, да простят нам такой английский неологизм, character maker Алексей Слаповский превосходно справляется с задачей налепить множество ярких персонажей и закружить их в хороводе захватывающих сюжетов. Но это тот самый случай, когда автор прекрасно знает "как", а вот "что" — не то чтобы не знает, скорее, это просто не его профиль. Но ведь даже Гоголю, у которого, кстати, с лепкой характеров и закручиванием сюжетов все тоже было отлично, птица-тройка Русь не дала никакого ответа. Так что Слаповский к ней уже с вопросами не пристает, а просто рассказывает увлекательные и забавные истории.

Роман "Поход на Кремль" можно прочитать на официальном сайте автора

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter