Президент Медведев выступил со вторым посланием Федеральному собранию. Предложений, касающихся политической системы, пришлось ждать почти целый час – пока до них дошла очередь.

До этого было много слов о модернизации, инновациях, высоких технологиях, опоре на умных людей, улучшении здоровья нации, информатизации школ, социальной защите, обеспечении ветеранов жильем, превращении в акционерные общества госкорпораций (возглавляемых друзьями Путина). Все это, за редкими исключениями, не вызвало особого интереса.

Однако и политические предложения оказались, мягко говоря, скромными, хотя полшага все-таки лучше, чем стояние на месте.

Напомним, что в прошлогоднем послании Медведев предложил увеличить сроки президентских и думских полномочий, отменить избирательный залог на выборах, дать партиям, набравшим от 5 до 7 процентов голосов, возможность получить 1-2 места в Госдуме, обязать правительство отчитываться перед парламентом, дать победившей на региональных выборах партии право представлять президенту кандидатуры будущих губернаторов… Все перечисленное, за исключением увеличения сроков полномочий, никак не тянуло на серьезные изменения политической системы – так, легкая "косметика".

В нынешнем году предложения оказались такого же масштаба, а о том, что "систему менять надо", президент и по сей день даже не заикается. И весьма характерно то, что

о главном событии последнего времени в российской политической жизни – скандале на выборах 11 октября, когда степень наглости "административного ресурса" и цинизма фальсификаторов превысила все достигнутые ранее пределы, – президент не проронил ни слова.

Как будто бы ничего и не было: снятия оппозиционных кандидатов, переписывания протоколов, превращения проигравших выборы единороссов в победителей, массовых приписок, устранения наблюдателей…

Прошедшая в октябре процедура под названием "Выборы в Мосгордуму" была удостоена единственной фразы: "Отмечаются проблемы в организации выборов". Медведев порекомендовал "продолжить совместную работу по улучшению качества народного представительства и созданию дополнительных условий для свободной, справедливой и цивилизованной конкуренции между партиями". Это было бы смешно, если бы не было так грустно. К тому же в послании имело место и лукавство (если не сказать больше): президент заявил, что партии получили "гарантии равного освещения их деятельности в государственных средствах массовой информации". Здесь пропущено одно слово – "парламентские". И сразу за кадром остается тот простой факт, что

партии, не представленные в Госдуме, практически не имеют возможности рассказать гражданам о своих идеях, обозначить позицию.

Что предлагается сейчас и как это оценивать?

Изменение численности региональных парламентов назрело давно, и как-то не верится, что о наличии в 10-миллионной Москве лишь 35 депутатов Мосгордумы, а в 5-миллионном Петербурге – 50 депутатов Законодательного собрания президент узнал лишь в период подготовки послания и понял, что этого недостаточно. Правда, мысль Медведева ("необходимо предусмотреть гибкий порядок постепенного выравнивания этих перекосов") сформулирована обтекаемо – неясно, в какую сторону будут "выравнивать".

Столь же давно назрело и предложение отказаться от сбора подписей на выборах для всех зарегистрированных партий. Опять же, трудно предположить, что президент только сейчас понял, что "дополнительные тесты на массовую поддержку и организационные способности им проходить не нужно". Но и поняв это, он почему-то не предложил прямо сейчас отказаться от сбора подписей (что мешало заявить, что он вносит в Госдуму соответствующий законопроект?). Вместо шага сделан полушаг: от сбора подписей освобождаются партии, имеющие фракции в региональных парламентах (ранее "льготу" имели только те, кто представлен в Госдуме). А те, кто не имеет этих фракций по той простой причине, что не были допущены к выборам из-за якобы недостоверных подписей? Как бы там ни было, полный отказ от подписей предложен только "в перспективе".

Еще один полушаг – предложение дать партиям, которые получат от 5 до 7 процентов голосов в регионах, право на "приставные кресла" в местных парламентах. Точно такой же полумерой, как аналогичное предложение, касающееся Госдумы, могло бы стать предложение радикально снижать проходной барьер (как минимум до 5, а то и до 3 процентов). Но этого президент не сказал.

Ну и уж совсем "косметическое" предложение: "органы законодательной власти всех уровней" должны как минимум одно заседание в году посвящать "заслушиванию и обсуждению сообщений и предложений партий, не представленных в законодательных органах". Заслушают, и что дальше? Если

"Единая Россия" в регионах, имея большинство, позволяет себе не прислушиваться к парламентской оппозиции, игнорируя или блокируя ее предложения просто потому, что они исходят от оппозиции, нетрудно понять, как "партия власти" поступит с предложениями, которые раз в году поступят от оппозиции непарламентской.

Правда, непарламентским партиям обещают "гарантировать возможность постоянного участия в работе Центральной и региональных избирательных комиссий", что, безусловно, хорошо: сегодня у непарламентской оппозиции нет никакой возможности участвовать в работе избиркомов. Соответственно, нет и возможности получать информацию о происходящем на выборах.

Еще один "положительный" момент в президентском послании – полная отмена досрочного голосования. Хотя масштабным это предложение тоже не назовешь: для того чтобы его внести, не обязательно было ждать послания.

Что же касается ежегодной отчетности губернаторов перед региональными парламентами (еще одна "калька" с прошлогоднего предложения, касавшегося Госдумы), то оно точно так же малозначимо. Или в стране что-то изменилось после того, как Путин один раз пришел в Госдуму с ритуальным выступлением и ответил на заранее согласованные вопросы? Ну, будут губернаторы так же приходить в послушные законодательные собрания. Что изменится?

Подводя итог, можно сказать (собственно, об этом в один голос говорят все оппозиционные политики), что

президентские предложения являют собой смесь благих намерений и мелких, совершенно недостаточных политических изменений,

никак не затрагивающих суть путинской системы, где власть абсолютно независима от общества. Нужны реальные перемены, а нам предлагают их имитацию. И становится грустно от той простой мысли, что страна заведена в такой политический тупик, что даже естественные предложения вроде освобождения партий от сбора подписей или увеличения числа региональных депутатов на фоне сегодняшнего состояния дел видятся чуть ли не прорывными.

Борис Вишневский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter