Интересные предложения возникают по мере развития экономического кризиса: "президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства" (кто раньше слышал о таком совете?) предложил упразднить госкорпорации как форму юридических лиц.

Существующие госкорпорации, такие как Внешэкономбанк, "Ростехнологии", Агентство по страхованию вкладов, "Росатом", "Олимпстрой" и другие — всего семь, предлагается преобразовать в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями.

Сегодня все эти госкорпорации действуют на основании отдельного закона, каждая считается некоммерческой (!) организацией (НКО), хотя де-факто они создавались для осуществления предпринимательской деятельности.

Имущество, переданное корпорации Российской Федерацией, является "собственностью государственной корпорации", а не государственной собственностью.

Иначе говоря, в госкорпорациях государству не принадлежит вообще ничего: соответствующие средства являются государственными, а собственность — федеральной только до момента передачи ее в корпорацию.

Заметим, в марте 2009 года был подписан закон, освобождающий переданное госкорпорациям имущество от налога на прибыль.

Корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, и наоборот. Госкорпорации не могут быть признаны банкротами, на них не распространяются общие правила контроля за НКО: они не обязаны предоставлять какие-либо отчеты (в том числе финансовые) контролирующим органам, их нельзя закрыть, если они не отчитываются…

В общем, "халява, сэр".

Форма госкорпораций дает прямо-таки удивительные возможности для, по сути, разбазаривания государственного имущества и финансов.

И как только при президенте Путине госкорпорации начали формироваться, так сразу же появилось вполне обоснованное подозрение, что таким путем просто-напросто создаются условия для вывода государственных активов и организовываются "кормушки" для близких к президенту персонажей, возглавивших эти госкорпорации, в которые "закачали" в общей сложности 14 процентов средств федерального бюджета. Кроме того, речь постоянно шла о необходимости создания новых – например, корпорации по дорожному строительству.

Что предлагает президентский совет? Преобразовать "Росатом" и "Олимпстрой" в органы государственной власти (поскольку "Росатом", например, имеет вполне властные полномочия, принадлежащие федеральным органам государственной власти: может сам принимать нормативные правовые акты, распоряжаться бюджетными средствами и иметь собственные военизированные охранные подразделения). Что касается Внешэкономбанка, Агентства по страхованию вкладов, "Ростехнологий" и "Роснанотеха", то их предлагается отнести к коммерческим организациям и преобразовать в хозяйственные общества со 100-процентным государственным участием. Фонд содействия развитию ЖКХ является "классическим фондом", в который и должен быть преобразован. Также предлагается установить законодательный запрет на создание новых госкорпораций и предотвратить создание госкорпорации "Российские автомобильные дороги".

Вообще говоря, все эти мысли вполне здравые.

Абсурдно, что госкорпорации, распоряжающиеся огромными средствами, отнесены к некоммерческим организациям и пользуются такими же налоговыми льготами, как благотворительные фонды, а также преференциями в использовании госимущества (это выводит из-под налогообложения примерно 3 триллиона рублей в год).

И, как указывают эксперты, НКО определяется в соответствующем законе как "не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками", а доход от коммерческой деятельности "Рособоронэкспорта", входящего в состав "Ростехнологий", составляет 4-5 миллиардов долларов в год, и часть прибыли распределяется именно между участниками этого своеобразного "НКО".

Прикрыть "путинскую кормушку" следовало давно. Любому мало-мальски независимому специалисту ее суть была понятна с самого начала. Но пока Путин был президентом, об этом и заикаться никто не смел. Что означает нынешнее предложение, сказать пока трудно.

Оптимисты могут думать, что президент таким образом посылает еще один "сигнал" о готовности пересматривать наследство предшественника и ограничивать экономическое могущество "друзей Путина", пессимисты – что кризис заставляет "затягивать пояса"

и экономить на тех проектах, которые сегодня выглядят совсем уж одиозными. Недаром на второй план отходят громко начинавшиеся "национальные проекты", сокращается финансирование даже таких приоритетных программ, как олимпийская, обратно в бюджет переводятся миллиарды, отпущенные на "нанотехнологии"…

Впрочем, успокаиваться во всех случаях не стоит. Во-первых, предложения совета с непонятными функциями – не законопроект и не президентский указ. А во-вторых, поступают и другие предложения. Например, вице-премьер Сергей Иванов заявил, что большая часть федеральных автодорог в России будет платной. Тут будет, чем заняться: создать компанию по управлению платными дорогами, "оптимизировать выделение федеральных средств на эти цели". Что-что, а "оптимизировать" у нас умеют.

Борис Вишневский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter