Европейский суд наконец-то добрался до рассмотрения корпоративной жалобы уничтоженной Кремлем компании "ЮКОС". Жалоба признана "частично приемлемой" и начнет разбираться по существу.

Обращение в суд было направлено еще в 2004 году и касалось действий российских властей по налоговым претензиям в адрес компании, которые затем привели к ее ликвидации. "ЮКОС" рассматривает все эти действия как незаконное лишение собственности и ссылается на статью 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и на статью 1 первого протокола к Конвенции.

Представители компании (на мой взгляд, вполне обоснованно) полагают, что ни о каком "справедливом судебном разбирательстве" в "деле ЮКОСа" и речи не шло, а было лишь стремление властей конфисковать собственность компании, чтобы потом передать ее "своим".

Решение по этому вопросу (правда, может пройти еще несколько месяцев до начала обсуждения по существу) будет знаковым. Европейский суд почти всегда вставал на сторону отдельных граждан России, признавая незаконными те или иные действия российских властей против них (в том числе и в Чечне), и присуждал россиянам денежные компенсации или требовал — как в случае с Василием Алексаняном — прекращения бесчеловечного обращения. Но решится ли Евросуд не только признать незаконным преследование "ЮКОСа" (издевательски оформленное как судебные решения), но и заставить российские власти реально компенсировать причиненный компании ущерб?

Почему Европейский суд так долго ждал, прежде чем приступить к этому делу, — это отдельный вопрос. То, что в суде лежит огромное количество жалоб, известно.. То, что проходят годы (в среднем, по словам известного адвоката Бориса Грузда, от двух до шести лет), прежде чем суд доберется до конкретной жалобы, тоже известно. Менее известно, что исключительно из-за России не вступил в силу протокол номер 14 к Европейской конвенции, позволяющий ускорить рассмотрение дел в Страсбурге. Этот протокол, точнее, целый "пакет" реформ по процедуре работы суда дает ему возможность быстрее обрабатывать заявления. И из 47 государств-членов Совета Европы 46 это уже сделали. Кроме России. А до тех пор, пока она не одобрит 14-й протокол, он не может действовать.

Летом прошлого года мне довелось беседовать с Генеральным секретарем Совета Европы Терри Дэвисом, который сетовал на то, что "еще президент Владимир Путин обращался к Госдуме с просьбой ратифицировать этот протокол, но Дума до сих пор этого не сделала", что "это затягивает реализацию реформ, которые пошли бы на благо всем гражданам России", и что ему "не вполне понятно, почему Дума не действует в интересах лиц, которых она призвана защищать".

Дэвис встречался с президентом Дмитрием Медведевым и обсуждал с ним вопрос о ратификации Россией 14-го протокола. Медведев заверил его, что "этот вопрос прояснит в ближайшем будущем". Встреча проходила 1 июля 2008 года, сейчас 30 января 2009-го. Или это не "ближайшее будущее"?

По мнению Бориса Грузда, ларчик открывается просто (в других случаях, как известно, президентские предложения принимаются с космической скоростью): России это невыгодно. Ведь в таком случае в Европейский суд станет направляться и рассматриваться значительно больше жалоб из России, а практика показывает, что подавляющее число из них наша страна проигрывает. Вот российские власти и устраивают "козу" не только своим гражданам, но и всему европейскому сообществу…

Но вернемся к "ЮКОСу". Что может решить Европейский суд? Если он ограничится только констатацией нарушения прав компании на справедливое судебное разбирательство, то она получит, конечно, компенсацию, но никак не возмещающую ее "потери". А вот если суд констатирует еще и нарушение российскими властями 1-го протокола о защите собственности, тогда можно "присудить" стоимость изъятого имущества. Такие случаи, по словам Грузда, были: именно по первому протоколу в Европейском суде присуждались наибольшие суммы, когда оценивали стоимость фактически конфискованного государством имущества. И в этом случае последствия для России могут быть очень серьезные: ведь даже по самым скромным подсчетам на банкротстве "ЮКОСа" государство заработало — от продажи имущества и обращения в пользу кредиторов — около 30 миллиардов долларов США.

Конечно, представить себе, что Европейский суд вынесет решение о полной реституции, нелегко. А еще сложнее представить себе его исполнение. К тому же, если предположить, что решение будет вынесено и исполнено, "за кадром" останется вопрос о небезызвестной "Байкалфинансгруп", получившей по заведомо заниженной цене основной актив "ЮКОСа" – "Юганскнефтегаз", и о ее таинственных акционерах, по словам Владимира Путина, лично ему знакомых "физических лицах, которые многие годы занимаются бизнесом в сфере энергетики". Теперь, правда, БФГ уже нет, а есть "Роснефть", которая присвоила себе активы "ЮКОСа" и управляет ими столь "успешно", что требует помощи из российского бюджета, дабы расплатиться с долгами. Как там со статьей российского УК о скупке краденого?

И тем не менее Европейский суд – это не Басманный, не Мещанский суд и не "Мосгорштамп". Там судят иначе и по другим правилам. А потому решение вряд ли понравится тем, кто уничтожал "ЮКОС" и захватывал его имущество.

Борис Вишневский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter