Вдова 51-летнего Жавдата Хайруллина, погибшего от пыток в милиции, получит 250 тысяч рублей. Такое решение районного суда 22 января оставила в силе судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Татарстана после кассационного рассмотрения дела. Как сообщила Собкор®ru межрегиональная правозащитная ассоциация "Агора", представляющая интересы Фании Хайруллиной, опротестовать решение пыталось Министерство финансов России.

В своем иске женщина требовала компенсации за необоснованное задержание своего мужа, пытки, которые привели к гибели Жавдата, и за неэффективное расследование этого трагического факта. Расследование продолжалось более пяти лет. Уголовное дело по факту гибели Хайруллина в отношении так и неустановленных милиционеров, избивших его, возобновлялось и прекращалось не менее 15 раз.

В декабре 2008 года Ново-Савиновский районный суд Казани постановил выплатить Хайруллиной четверть миллиона, однако Министерство финансов России обжаловало это решение, заявив вдове, что на компенсацию она не имеет права, так как незаконные действия применялись не к ней, а к ее покойному мужу. В кассационной жалобе Минфин указал, что такое решение суда может повлечь негативную для Министерства финансов практику, когда в суд с исками к казне пойдут все люди по прекращенным и приостановленным делам. Ответчик ссылался на отсутствие обвинительного приговора суда в отношении сотрудников милиции и на то, что 5 лет и более - это нормальный срок расследования для такой категории дел, и никаких нарушений нет.

Напомним, что 51-летний Жавдат Хайруллин был обнаружен повешенным на балконе пятого этажа Тукаевского РОВД Татарстана в ночь на 14 сентября 2002 года. По версии правозащитников, самоубийство Хайруллина было инсценировано милиционерами после пыток задержанного.

Между тем ассоциация "Агора" считает принятое судо решение беспрецедентным, поскольку оно установило, что смерть человека наступила по вине сотрудников милиции при отсутствии обвинительного приговора в отношении них. Суд не только применил решение Европейского суда по правам человека при обосновании своей позиции, но и фактически подтвердил установленную Страсбургским судом процедуру, когда вина должностных лиц может быть доказана не только в рамках уголовного дела.

Александра Кузнецова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter