Роснефть, Сургутнефтегаз, ЛУКОЙЛ, Сибнефть, BP-ТНК и Татнефть ввели мораторий на повышение цен на бензин. До конца года эта шестерка обещает не менять стоимость топлива. В этом их убедили на совещании в Минпромэнерго. Инициатива, безусловно, похвальная, на какое-то время она снимет напряжение в обществе и позволит правительству уложиться в показатель инфляции в 10-11% по итогам года. Однако вряд ли это можно назвать решением проблемы. Эксперты не сомневаются, что если до конца года нефтяные компании и чиновники не найдут компромисса и не отрегулируют механизм ценообразования, то с нового года стоимость бензина вновь начнет расти, возможно даже произойдет скачкообразное повышение цен на топливо.

Стоит отметить, что за прошлую неделю цены на бензин в Москве выросли более чем на рубль. С начала этого года оптовые цены на бензин выросли на 45-50%, розничные — на 16-21%. По оценкам экспертов, за 3 года бензин подорожал более чем в 2,5 раза. Сегодня его стоимость почти такая же, как в США, но примерно в два раза ниже чем в Европе.

Нефтяные компании утверждают, что цены растут из-за повышения стоимости нефти на мировом рынке, а также из-за увеличения налоговой нагрузки. Оппоненты нефтяников, говорят, что компании получают огромную прибыль, которая не съедается ростом налогов. Кроме того, высказывается мнение, что в стране добывающей нефть и производящей нефти продукты, цены должны быть ниже, чем в других странах. Если посмотреть на цифры, то правы, окажутся и те и другие.

Так, например, крупнейшая нефтяная компания страны по итогам прошлого года получила чистую прибыль в размере 4,2 млрд. долл., что оказалось на 1,9 млрд. долл. больше, чем за аналогичный период 2003 года. При этом сумма налогов (без учета налога на прибыль), выплаченных в бюджет РФ, достигла 3,4 млрд. долл., что почти на 44% больше, чем в 2003 году. По итогам первого полугодия текущего года доля налогов в консолидированной выручке группы ЛУКОЙЛ (без учета сделок по перепродаже ресурсов) превысила 50% и достигла 6,75 млрд. долл. Сумма уплаченных налоговых платежей российскими организациями Группы "ЛУКОЙЛ" за отчетный период увеличилась на 3,1 млрд. долл. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост налоговой нагрузки продолжится. Экспортная пошлина на нефть с 1 октября будет повышена со 140 долл. (с 1 августа) до 179,9 долл. за тонну. Соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Михаил Фрадков.

Сегодня наиболее популярные предложения решения бензиновой проблемы – это изменение налоговой системы (прежде всего, изменение порядка взимания и начисления налога на добычу полезных ископаемых – НДПИ) и "отвязка" внутрироссийских цен и налогов от стоимости нефти на мировом рынке.

Однако сказать, что стороны сумеют быстро об этом договориться нельзя. Ведь правительству, в общем-то, выгодна нынешняя ситуация. Она позволяет собирать огромные средства в федеральный бюджет, который уже имеет профицит свыше 750 млрд. руб., а стабилизационный фонд к концу года может достигнуть 1,5 трлн. руб.

Эти гигантские финансовые ресурсы позволяют властям спокойно решать свои текущие политические задачи, не думать о проведении каких-либо реформ и готовится к предстоящим выборам. Население попытаются просто купить, резко повысив социальные выплаты. Так что снижать налоги на нефтяников чиновникам не хочется. В тоже время высокие цены – это фактор социальной нестабильности, с которым нельзя не считаться.

Так что выбор у правительства не велик – поступиться частью налоговых принципов или попробовать силой надавить на нефтяников. Чем это может закончиться хорошо видно на примере Украины после того, как правительство Юлии Тимошенко попыталось ввести жесткое регулирование цен, компании вообще повесили замок на бензоколонки, и "леди Ю" пришлось идти на попятную.

Можно, конечно, все национализировать, но будет ли от этого лучше? Эксперты считают, что нет. Ведь даже существующими сверхдоходами власти  толково распорядиться не могут.

Пока, по общему убеждению, в ценовой проблеме взят лишь тайм-аут. Ответ неизвестен. Скорее всего, правительство как обычно примет какие-то полумеры, которые несколько замедлят, но не остановят затягивание бензоудавки на шее потребителя.

Петр Уланов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter